ПСКОВ / Туризм / Виртуальный туризм
СНЕТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ  
  ВСЕ МАРШРУТЫ

Как и полагалось большому и издревле славному монастырю, он имел подворье, причем оно известно с 1352 г., как первое монастырское представительство в Пскове. Двор "горских чернецов" находился на левом берегу реки Псковы, близ Крома и моста. В конце 16 века он был перенесен на Запсковье несколько западнее церкви Богоявления; на этом месте подворья зафиксировано иконами и планами 18-19 веков.

Снетогорский монастырь держал на реке Пскове две оброчные водяные мельницы. Кроме них он имел оброчные торговые места в Большом торге. А более солидную недвижимость была выражена в рыбных ловлях, как оброчных так и льготных. В Гдове монастырь имел приезжий двор, огородное место за рекой Гдовой и пашенные и сенокосные земли в Заборовье.

Также, Снетогорский монастырь отличался необычным для других псковских монастырей социально-экономическим укладом. Основой монашеского общежития была система денежных вкладов в казну. Часть этих вкладов принадлежала монастырю, другая же использовалась братией для ведения отдельных хозяйств вкладчиков. Такая основа жизни уподобляла монастырь городской общине, а торговые связи между обителей и псковским посадом способствовали проникновению в монастырь идеологии посада и развитию свободного иноческого устава. Отклонения от принятого православной церковью устава, высокое благосостояние иноков этого монастыря было столь тревожным, что сами архиепископы Дионисий и Симеон делали замечания настоятелю монастыря по поводу такого уклада их жизни.

Если говорить об архитектуре основных построек монастыря, то, конечно же, следует начать с собора Рождества Пресвятой Богородицы. План этой церкви в нижней части был близок к квадрату, а на верху принимал форму креста. Над перекрестьем возвышался объемистый барабан. Основные покрытия были уложены прямо по сводам, лишь крыши над пониженными углами на западной стороне были скатами, устроенными по деревянным стропилам.

В 1313 г. он был расписан фресками и стал главной святыней монастыря. В 1518 г., вернувшись, к покинутому на годы храму, псковичи решили вернуть его к жизни. Черные, покрытые сажей стены, отмывались водой с песком. После этого все было наглухо заштукатурено и забелено. Уже ничто не могло напомнить о прекрасной настенной живописи. Ее следы обнаружились лишь в 1909 г. Помог случай: под осыпавшейся в одном месте штукатуркой обозначился маленький фрагмент фрески. Специалисты - историки внимательно изучив псковскую летопись, обнаружили в ней строки о существовавшей некогда снетогорской росписи.

В 15 веке при нем появился притвор, видимо был сломан и, с западной стороны сделали более обширную пристройку, сохраняющуюся до сих пор, которую, может быть, уже тогда соединили широкими проемами с самим храмом. Дверной проем этой пристройки украсили росписью, а выше, в большой нише, занимавшую среднюю треть наружной стены, написали фреску. Фресковые росписи поместили еще и в нишах на боковых фасадах храма. Впрочем, возможно, что в этих местах они были уже с 14 века, а в 16 веке их лишь реставрировали.

В 17 веке к старой пристройке добавили с запада притвор, при входе в него сделали открытое крыльцо, щедро декорированное снаружи зелеными поливными печными изразцами, а изнутри украсили фигурными кирпичами с яркой раскраской. В конце 17 в. над храмом была сделана четырех скатная крыша. Она закрыла нижнюю часть барабана, которую пришлось повысить, чтобы придать барабану более стройную пропорцию. Завершавший его ранее очень своеобразный пояс срубили, а выше сделали обычный для Псковской архитектуры орнамент из впадин и кокошниками над ними. В 1950 г. Старый пояс был восстановлен.

Последним крупным переделкам собор подвергся в 18в. Тогда к его западной стороне примкнула обширная пристройка, в которую были включены части притвора, сделанного в 17в., и его крыльцо. Приделы, устроенные в этой пристройке с северной стороны и южной, были присоединены большими проемами, пробитыми в старых стенах, с частью здания, относящейся к 16в. Возможно, что только в 18в. сделаны каменные хоры храма.

Увы, в наши дни, когда собор находится под охраной государства, совершение богослужений в нем невозможно из-за установленного здесь "щадящего режима". Оторванные от подлинных своей жизнью фрески, да и сам собор, обречены на медленное умирание, тем более, что государство не имеет средств на их содержание и ремонт.

Вероятно, в первой половине 16в. близ собора Рождества Богородицы была сооружена новая церковь Вознесения "под колоколы". Колокольня имела восьмигранное основание со стенами пятиметровой толщины. Внутри стены была сооружена широкая винтовая лестница, ведущая во 2-ой ярус, где была устроена церковь с Престолом Вознесению Господа нашего Иисуса Христа, а в 3-ем ярусе - колокольня. Здесь было 6 колоколов и 7 подзвонков; самый большой колокол был отлит в 1526г. тщанием известного московского благодетеля дьяка Мисюря Мунехина. Несколько раз колокольня перестраивалась и в окончательном своем варианте имела высоту около 86м., напоминая своим видом колокольню Ивана Великого в Московском Кремле.

Как и Свято-Троицкий собор, Снетогорский столп был виден за много верст, вид на него открывался из Псковского озера.

Во второй половине 18в. колокольня Вознесенской церкви была перестроена. Документы фиксируют не шатер, а деревянный, крытый тесом и окрашенный "червленью" (ярко красным) купол.

В начале ноября 1904г. поздняя осенняя гроза вызвала пожар на колокольне Вознесенской церкви. Документы свидетельствуют о том, что "огнем были уничтожены или приведены в негодность все деревянные части, каменный же остов колокольни остался невредим". Были проведены работы по укреплению деформированных каменных сводов и замене сгоревших деревянных конструкций шпиля железным каркасом.

Сегодня трудно представить, какую потерю понес город - памятник Псков, лишившись этой необыкновенной церкви - колокольни. В 30-е годы двадцатого века было решено разрушить колокольню. На тонкий высокий изящный шпиль были наброшены корабельные канаты, и несколько барж одновременно двинулись вниз по реке Великой, все туже затягивая петлю... Колокольня рухнула. Существует и более прозаическая версия. В те же 30-е годы был открыт дом отдыха для пролетариев. В целях обеспечения коммунальных удобств, колокольню было решено превратить в водонапорную башню. Кровлю разобрали, и на верхний ярус установили огромный металлический бак. Бак опрокинулся, разрушив верхний ярус колокольни. Сколько бы бак не устанавливали, столько же он падал, разрушая ярусы колокольни.

В 1915 г. в Снетогорском монастыре была построена церковь Николы "камена с трапезой, теплая на погребах" - наиболее древний из известных псковских монастырских трапезных храмов. Барабан увенчан луковичной главкой. Церковь значительно перестроена в 1805г., но сохранившаяся композиционная структура традиционна для псковских бесстолпных церквей 16в. Древнейшие части Никольской церкви не исследовались. При обмерных работах обнаружено основание светового барабана, надложенное при поздних перестройках. Барабан был украшен керамическим храмозданным поясом, одним из самых ранних подобных поясов. Главная особенность Никольского храма - трехъярусная трапезная. Верхний ярус, связанный с церковью, до переделки представлял собой высокую сводчатую палату со столбом в центре - помещение, где после молитв происходили трапезы. На столбе с двух сторон были установлены иконы Богородицы Одигитрии и Казанской Божьей Матери. Расположенной под трапезной средний и нижний ярусы состоят из сводчатых, укрепленных пониженными подпружными арками подклетов и связаны системой переходов с поварнями. Подклеты трапезной использовались для хранения монастырских запасов.

Во второй половине 17 века были возведены Святые Ворота - главный вход в монастырь. Ворота состоят из двух широких арочных пролетов - для проезда и для пешеходов. Арки опираются на мощные, граненые в средней части столбы. На фасадах очертания арок повторяются валиковыми разводами. Между ними, в плоскости стен, устроены квадратные нишки киотов. Пространства подворотни, высокое и светлое, сформировано пролетами, перекрытыми коробовыми сводами с пониженными подпружными арками, закрепленными железными связами. С запада к воротам примыкает сторожевая келья - небольшое сводчатое помещение с двумя окнами, обращенными к подъезду в монастырь.

Рубеж 17-18 веков - начало Северной войны - стал для Снетогорского монастыря, как и для всего Пскова, временем напряженной подготовки к военным действиям. Монастырь горел в 1710 году; в огне погиб архив, содержащий документы от времени основания монастыря.

Только после окончания войны, к середине 18 века, монастырь смог наладить быт и хозяйственную жизнь.

К 1763-1764 гг. монастырь располагал множеством служебно-хозяйственных помещений, но секуляризация монастырских и церковных владений в 1760-х годах привела к упадку доходов монастыря.

Снетогорский мужской третьего класса монастырь был упразднен в 1804 году. В 1805 году правительство разрешило устроить в бывшем Снетогорском монастыре загородный архиерейский дом. В этом же году псковским губернским архитектором Казьмой Ждановым был разработан проект перепланировки и благоустройства территорий для благоустройства архиерейской резиденции. Границы территории очерченные этим архитектором неизменны и в настоящее время. Территория монастыря разделилась на верхнюю, жилую и служебно-хозяйственную зону с разбивкой так называемого Ближнего парка к северо-западу от главного дома. Здание старых, еще монастырских, одноэтажных деревянных корпусов - братских и певческих келий - окружали верхнюю площадку с юга и востока. В северной части, по сторонам святых ворот и на западном склоне горы, были расположены хозяйственные строения. По восточному склону Снятой горы, со стороны главного подъезда, был разбит Нижний парк.

Весной 1812г. Псков стал ближайшим прифронтовым тылом действующей армии. За неимением у города специальных военных складов было решено временно отдать архиерейский дом под склады. 26 марта дом был сдан, богослужение прекращено. Через два с лишним года артиллерийские склады были вывезены.

В 1914г. производился последний косметический ремонт Снетогорского монастыря.

За то время, пока на территории монастыря в 1940-х - 1950-х гг. размещались учреждения здравоохранения, были полностью утрачены постройки, находившиеся вне каменной ограды монастыря и корпуса в северо-восточной части верхней площадки. Потеряна, так же, основная часть изразцового декора паперти собора - разбиты изразцы, сбиты кирпичные рельефы.

В 1960г. поставлены на государственную охрану собор, святые ворота, Никольский храм и руины Вознесенской церкви.

Сейчас это женский монастырь. Монахини живут своей небольшой общиной. Ведут службы и пытаются сделать все возможное для сохранения такого замечательного архитектурного памятника города Пскова, как Снетогорский монастырь.



ПСКОВ ОФИЦИАЛЬНЫЙ

ПСКОВУ - 1100

ГЕОГРАФИЯ

ПРИРОДА

ИСТОРИЯ

КУЛЬТУРА

ТУРИЗМ


ИНВЕСТИЦИИ

РГО








ПСКОВ / Туризм / Виртуальный туризм