Самым древним архитектурным памятником в Пскове является Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Монастырь расположен в пойме рек Великой и Мирожи. Это отдаленное от города место было выбрано основателем обители архиепископом новгородским и псковским Нифонтом. Со времени основания (середина XII века) на протяжении многих столетий слабо укрепленный монастырь подвергали опустошениям немцы, поляки, шведы при безуспешных попытках захватить Псковскую крепость.
Мирожский монастырь, являвшийся в свое время крупным культурным центром древнего Пскова, сыграл известную роль в развитии общерусской культуры. В его стенах мастера фресковой живописи и иконописания сохраняли и развивали русские национальные традиции этого вида искусства, копиисты манускриптов размножали произведения древнерусской литературы, сберегаемые в монастыре. Существует мнение, что копия, донесшая до нас великое творение славянской литературы "Слово о полку Игореве", была выполнена в монастыре на Мироже. Ныне монастырь обнесен каменной стеной. Ограда эта недавняя - сделана на рубеже XVIII-XIX столетий. До той поры монастырская территория была огорожена бревенчатым частоколом.
Основной монастырский храм - Собор Спаса Преображения построен в 1156 году. Первоначально он имел в верхней части крестообразную форму и позакомарное покрытие основного объема. Пониженные западные углы имели плоские двускатные крыши. Однако вскоре углы были надстроены, фасады выровнены по высоте. Эти переделки значительно изменили пропорции собора он стал менее строен и, несмотря на увеличение общего объема, менее строг и монументален. Разновысокие арочные деления на северном и южном фасадах соответствуют внутренним формам собора, повторяя контуры рукавов креста (высокие арки) и угловых отделении (низкие арки). Вершиной креста соборного плана служит алтарная апсида - объемная, мощная, достигающая высоты основной стены. Необычайной массы купол собора довлеет над всем сооружением; архитектурные формы последнего близки греческим храмостроительным канонам, а также приемам новгородского церковного зодчества. На связь с новгородскими традициями указывает и строительный материал - плинфа, плоский кирпич, слои которого чередуются с основной кладкой из местного известняка. Опорных столбов храм не имеет, внушительный барабан держится на стенах, опираясь северной стороной непосредственно на стену, а противоположной - на систему арок. Над узкими окнами у карниза купола выложен выступающий арочный пояс, типичный для древних новгородских храмов и почти не встречающийся в других церквах старого Пскова. Глава - луковичной формы, несколько сплюснута.
Двухпролетная звонница и перекрытие кровли на четыре ската относятся к XVII-XVIII векам. Внутри здание сохранило свой первоначальный облик. К XII веку относятся и его знаменитые фрески со сложными композициями в высоком стиле древней монументальной живописи. Особенно выделяются своими художественными достоинствами композиции "Надгробный плач", "Распятие", "Крещение", "Архангел Гавриил". В картине "Надгробный плач" художник с особой остротой передает переживание матери над трупом любимого сына."
Раздел подготовлен по материалам книги А. А. Бологова "Псков"
|
|
|
|
|
Схема монастыря