Среди городов и сел Псковской области, Печоры занимают видное место благодаря славной боевой истории свей крепости, необычайной насыщенности памятниками древнего зодчества - великого наследия русской национальной культуры.
Древняя печорская земля хранит следы первых славянских поселений. Каменные крепости Изборска и Печор, руины Мальского монастыря свидетельствуют о мужестве их защитников, которые первыми принимали на себя удары с запада. Ливонские рыцари, наемники Стефана Батория, шведские войска не раз были биты под их стенами. Через территорию района проходили с войсками воеводы Ивана Грозного, прославленные полководцы Петра 1.
До наших дней хорошо сохранился выдающийся памятник русского зодчества - Печорская крепость.
Печоры - старинный русскиейгород-крепость. Расположенный на псковской земле, он много веков служил надежной защитой западных границ Русского государства.
|
В самом начале Ливонской у самой ливонской границы, была воздвигнута мощная каменная Печорская крепость с девятью боевыми башнями. Крепость возникла на месте, где ранее был монашеский скит, а с 1473 года - монастырь. Великокняжеский дьяк в Пскове Мисюрь Мунехин, оценив выгодное в стратегическом отношении порубежное место монастыря, начал в нем строительство "своею казною". Впоследствии по приказу Ивана Грозного его обнесли каменными стенами с башнями.
Есть легенда, будто бы Иван Грозный не желал создания в Печорах большой крепости и разрешил игумену монастыря Корнилию построить такую же крепость, какую займет на земле воловья шкура. Корнилий же схитрил и разрезал шкуру на узенькие полоски, которые и составили периметр будущей крепости. Эта легенда о воловьей коже обошла не один десяток крепостей и менее всего относится к Печорской крепости. Достаточно взглянуть на рельеф местности, чтобы понять это. Монастырь находится в овраге, стены проходят по его краям. Они просто не могли быть меньшей длины, поскольку строить их под горой совершенно бессмысленно. Строительство мощной крепости в Печорах диктовалось общегосударственными соображениями и интересами.
Печорская крепость возводилась семь лет - с 1558 по 1565 год - и первоначально имела восемь башен. В последующем создавались дополнительные укрепления.
Основной боевой силой крепости были стрельцы, переселенные сюда из Москвы в количестве 200-300 человек. Они поселились вокруг крепости, положив начало слободе, а затем и Печорскому посаду. В мирное время стрельцы занимались ремеслами и торговлей, за военную же службу в крепости они получали жалование - по 4 рубля в год. Во время военной опасности под защиту крепостных стен стекалось местное население, которое принимало активное участие в обороне. На защиту своей обители вставали и "насельники" монастыря - монахи и служки. В годы Ливонской войны оружием защитников крепости были луки, пушки, пушки-тюфяки, затинные пищали, которые заряжались "дробом" (рубленым свинцом). Со стен на врага бросали камни и бревна, поливали его кипятком и смолой, осыпали известью и золой, рубили неприятеля бердышами и топорами, особыми крюками опрокидывали осадные лестницы противника.
Первое боевое крещение Печорская крепость получила в 1581 году, когда многочисленная армия польского короля Стефана Батория осаждала Псков. Мимо крепости проходила дорога, по которой Баторий отправлял в Ливо-нию добытые трофеи, а из Риги и Митавы подвозил "припасы". Печеряне не раз перехватывали эти обозы, главным образом у деревни Большая Пачковка. Так, они отбили большой обоз с золотом и серебром, который шел под сильной охраной солдат. Об этом происшествии в дневнике секретаря походной канцелярии Батория Яна Пиотровского записано: "Пришло известие, что купцов и возы некоторых панов литовских, что были отправлены ими с серебром, золотом и другими вещами в Лифляндию, русские захватили и очень много покорыстовались: так как там была разного добра на несколько десятков тысяч".
Чтобы обезопасить свои коммуникации, поднять дух войск и пополнить иссякшие запасы продовольствия и боеприпасов, Баторий приказал своим наемникам осадить и взять Изборск и Печорскую крепость. Ян Пиотровский записал в своем дневнике от 28 октября: "Король послал под Печорский монастырь Фаренсбаха с его конницей, при которой пошла и Кетлера конница, да еще два польских ротмистра Дениска и Ленска". Фаренсбах был датским полковником, еще недавно он занимал должность воеводы в московском войске, но затем переметнулся к Баторию. Печеряне вышли навстречу отряду Фаренсбаха, но были разбиты им у Пачковского моста. В неравном бою пало 80 стрельцов, которые, возможно, были похоронены у часовни в деревне Большая Пачковка, где и сейчас сохранились надгробные плиты, вросшие в землю.
29 октября Фаренсбах подошел к крепости, а 5 ноября его артиллерия начала из трех пушек разбивать стену вблизи Благовещенской башни. На следующий день начался штурм. Защитники крепости под предводительством своего осадного головы Юрия Нечаева встретили неприятеля у пролома. Битва продолжалась до самой ночи, врагу так и не удалось ворваться в крепость. Сам Фаренсбах был ранен, а его помощники Кетлер и Тизенгаузен взяты в плен. Об этом сражении Ян Пиотровский записал: "Немцам не везет в Печорах. Пробили там брешь и пошли на штурм, но русские отбили их с большим уроном".
Баторий, узнав о поражении своих войск под Печорами, послал туда новый отряд с четырьмя пушками под командованием опытного и храброго военачальника венгра Борнемиссы.
Борнемисса, прибыв к Печорской крепости, прежде всего разделил свой отряд на две части: венгров с четырьмя пушками поставил на новом месте, а немцев, которые были при первой осаде, с тремя пушками оставил на прежнем месте. Теперь крепостную стену начали бить в двух местах, чтобы дезорганизовать защитников и ослабить их сопротивление.
После двухдневной стрельбы из пушек стена была пробита до самой земли. Немцы и венгры начали штурмовать крепость одновременно с двух сторон, рассчитывая, что 'защитники не смогут выдержать такого натиска. Битва продолжалась более пяти часов, но крепость устояла. На следующий день противник штурмовал участок стены, прилегающий к Никольской башне: одни старались взломать Святые ворота - главный вход в крепость, другие по лестницам лезли на башню. Но защитники крепости держались стойко. Им помогали женщины, старики и дети, заряжая ружья и пищали, обливая врагов кипятком. Войска Борнемиссы не выдержали такого отчаянного сопротивления и, оставив убитых, с позором бежали от стен крепости.
Не сумев штурмом взять Печорскую крепость, противник решил овладеть ею путем продолжительной осады. Главнокомандующий польской армии под Псковом гетман Ян Замойский пытался воздействовать на защитников монастыря лестью и подкупом. Он направил печорским монахам в дар икону Благовещения, написанную в Иерусалиме на стекле, и при нем свое послание, в котором убеждал осажденных сдать монастырь без кровопролития, обещая за это разные милости. Осадный голова Юрий Нечаев зачитал это послание всем защитникам крепости - стрельцам и монахам. Единодушно было решено не сдавать крепость врагу, а биться до последней возможности. От недостатка продовольствия, тесноты начались болезни и мор, однако мужественные защитники крепости с честью выполнили свой долг. Двухмесячная осада закончилась позором для врага.
16 января 1582 года в Запольском Яме, близ Пскова, было подписано перемирие между воюющими -сторонами сроком на 10 лет на условии сохранения старых границ. Войска Батория отошли от Пскова и Печор, был возвращен Изборск, который упоминается в договоре среди других городов, захваченных Баторием и подлежащих возвращению России.
За время своей военной истории Печорская крепость только один раз была в руках врага. Это произошло в 1592 году. Внезапно напавшие шведы захватили ее, перебили защитников, сожгли все деревянные постройки и разграбили монастырь. Но уже через сутки неприятеля выбили из крепости.
Начало XVII века было тяжелым временем для Руси. Между русскими феодалами шла ожесточенная борьба за московский престол. Вокруг Москвы полыхало пламя крестьянской войны. Этим и воспользовались внешние враги: началась польско-шведская интервенция.
Печорская и Изборская крепости вели почти непрерывную оборону против войск польских, литовских и шведских захватчиков, каждый раз выходя победителями из этих сражений.
В 1611 году начал свои разорительные набеги на псковскую землю польский авантюрист пан Лисовский. Отряд под его командованием подошел к Печорской крепости, захватил острог (место при входе в крепость, огражденное с трех сторон стенами и защищавшее главные ворота) и торговые лавки, но был отбит. Поражения под Печорами и Изборском ослабили силы поляков, они вынуждены были уйти к литовской границе.
Вслед за Лисовским послал свой отряд для штурма крепости пан Ходкевич. Осада длилась пять с лишним недель. Враги сделали подкоп, семь раз ходили на приступ, разбили некоторые башни, но крепость взять не смогли. Присланные на помощь защитникам крепости подкрепления из Пскова и Изборска помогли окончательно разбить противника.
В 1615 году на псковскую землю вторгся шведский король Густав-Адольф со своей армией. Но и на этот раз завоеватели добиться успеха не смогли. Они были разбиты под стенами Псковской, Изборской и Печорской крепостей, оборона которых помогла России справиться с врагами и добиться заключения мира в 1617 году.
В 1630 году защитников Печорской крепости и население посада постигло большое несчастье. Более четырех месяцев свирепствовал мор, унесший 1700 человеческих жизней. Не успели печеряне оправиться от эпидемии, как на них напали литовцы. Враг сжег посад и торговые лавки, но был отброшен к границе и там разбит.
В 1655 и в 1657 годах на Печорскую крепость вновь нападали шведы, снова горел посад, но крепость оставалась неприступной.
В 1688 году в крепости возник сильный пожар. Деревянные надстройки на крепостной стене (крыши и подмостки), погибшие при пожаре, больше не восстанавливались. Сгорели и шатры на башнях.
Несмотря на стихийные бедствия и непрерывные нашествия врагов, Печорская крепость и ее защитники мужественно стояли на страже западных рубежей Русского государства. По описи 1682 года в крепости находилось "разных огнестрельных оружий" по башням и стене 428, к ним пороху в казне имелось 196 пудов, ядер различной величины 2265 пудов, к затинным пищалям железных ядер и свинцовой дроби - 5 пудов, "18 корыт невешенных кусков свинца" и т. д. Это было немалое по тому времени вооружение.
В начале XVIII века, в годы Северной войны, которую вел Петр 1 за выход к Балтийскому морю, облик Печорской крепости значительно изменился. 140 лет ее укрепления существовали почти в первоначальном виде и уже не отвечали новым требованиям. Появились пушки, которые успешно разбивали каменные стены и башни. Это хорошо понимал Петр 1, который 17 января 1700 года издал указ о переустройстве старинных укреплений в пограничных городах.
В 1701 году в Печоры "по указу государеву" был послан окольничий князь Щербатов "с полками". А вскоре сюда прибыл и сам Петр 1.
К работам были привлечены солдаты и все трудоспособное население, в том числе и монахи. Службы в церквах совершались только по большим праздникам. Петр 1 требовал быстрейшего завершения работ и никому не давал поблажек. Об этом говорит такой случай. Царь оставил руководить возведением заложенного им бастиона подполковника Михаила Шеншина. Возвратясь из Пскова в Печоры, он подполковника на работе не застал - тот проводил время у знакомой вдовы. Царь приказал Шеншина отыскать и привести к нему. Перед строем Шеншин был разжалован в рядовые и бит плетьми, а после наказания отослан на службу в Смоленск.
В сравнительно короткое время крепость приняла новый, более мощный вид. Почти вся стена кругом была обнесена земляным валом с частоколом из бревен. За валом был выкопан глубокий ров, заполняемый водой. На углах крепости воздвигли пять бастионов для пушек, которые в то время стреляли прямой наводкой и должны были стоять на возвышении.
По распоряжению царя гарнизон Печорской крепости был увеличен до 2500 человек (454 казака, 930 стрельцов, 220 конных воинов, 200 пушкарей и др.). В крепости насчитывалось 77 орудий, из них 29 медных и железных пушек.
Печорская крепость сыграла заметную роль в Северной войне. Вместе с Псковом она была важным опорным пунктом русских войск.
Из Печор начался в сентябре 1701 года поход М. Б. Шереметева под Ряпино, где русским войскам удалось окружить шведский отряд Розена и уничтожить его. Было убито 300 человек, взято в плен 33 человека, захвачено 3 знамени.
В результате разгрома шведских войск под командованием Шлиппенбаха и взятия Мариенбурга русские войска получили возможность перенести основные военные действия к Ладожскому озеру и реке Неве. Была взята крепость Нотебург на острове при выходе Невы из Ладоги. Город этот был переименован в Шлиссельбург. Пала под ударами русского оружия крепость Пиеншанц. 2 мая 1703 года Петр 1 захватил в устье Невы шведскую эскадру из девяти кораблей. Русские войска достигли наконец Балтийского моря.
16 мая 1703 года на Неве был основан новый город - Санкт-Петербург.
Уходом русских войск в Ингрию воспользовался шведский комендант города Тарту полковник Скитте. 13 февраля 1703 года юн появился у Печорской крепости с двухтысячным отрядом. В крепости тогда находился небольшой гарнизон под командой Ивана Назимова. Шведы стреляли из пушек по башням и даже выломали железные ворота. Защитники крепости отбили наступление врага. Батареи, поставленные на бастионах у входных ворот и Тайловской башни, своим огнем расстроили ряды наступающего неприятеля. Это было последнее сражение у стен Печорской крепости.
В 1704 году русские войска взяли крепости Тарту и Нарву. Эти победы были торжественно отпразднованы в Москве. Через семь триумфальных ворот прошли войска во главе с Петром 1 с захваченными у шведов пушками и знаменами.
По указу Петра 1 Ьа Петровской (надвратной) башне Печорской крепости был установлен государственный герб - знак признания общегосударственного значения крепости.
Северная война еще продолжалась, но военные действия отодвинулись далеко от стен Печорской крепости. 30 августа был заключен Ништадтский мир, по которому Швеция уступала России навсегда Лифляндию с Ригой, Эстляндию с Таллином и Нарвой, Ингрию и часть Карелии с Выборгом.
Новая граница России стала проходить значительно. западнее прежней. Печорская крепость потеряла свое стратегическое значение цорубежной крепости. В XVIII веке ее гарнизон был упразднен. Еще раньше перестала играть оборонную роль Изборская крепость.
|
На месте, где в середине XVI века поднялись могучие стены и башни Печорской крепости, издавна существовал монастырь. Непроходимые когда-то леса, крутые горы и глубокие овраги привлекали сюда монахов-отшельников.
Существует легенда, будто в давно забытые времена приходил в эти места зверолов из Изборска, по прозвищу Селиша, вместе со своим отцом. Они услышали однажды пение "как бы церковных песней: поют стройно, благочинно, а поющих не видим". Вероятно, это пели пустынники, поселившиеся в естественных пещерах в песчаных склонах оврага реки Каменец. Звероловы же приняли их пение за голоса ангелов и разнесли об этом весть в Изборске и по всей округе.
Впоследствии земли по реке Каменец достались по разделу крестьянину Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, на реке Пачковке, положив начало деревне под тем же названием. Ему-то и приписывает легенда "открытие" пещер. Произошло это во время рубки леса над потоком, на обрыве горы. Срубленные деревья покатились вниз, сдирая землю и вырывая с корнем другие деревья. Обвал и открыл якобы вход в пещеры. Монастырский летописец с умилением сообщает, что уже тогда над входом в них были начертаны слова: "Богом зданная пещера". Сделанная, по всей видимости, первыми пустынниками, надпись эта позднее не раз восстанавливалась монахами, которые распространили слух о том, что надпись над пещерами находится под особой охраной божественного промысла. Надпись исчезла, когда наружную сторону пещер пришлось обложить кирпичом. Время открытия пещер Иваном Дементьевым главная монастырская опись имущества относит к 1392 году.
О первых пустынножителях на реке Каменей, почти ничего не известно. Древнейшее предание, записанное в монастырской летописи, говорит, что в давнее время, задолго до открытия пещер, жил в этих местах старец, получивший у летописца прозвание "первого старца печорского". Прошло немало лет, прежде чем этот старец получил имя Марк, которое дал ему один из игуменов монастыря, записав под этим именем в церковное поминание.
Как рассказывает летопись "С) начале пещерного монастыря", основателем его был священник Иван, в иночестве Иона, бежавший от преследования немцев в Ливонии, где служил в "правоверной церкви, поставленной от пскович". Драматические события того времени хорошо известны. 8 января 1472 года немцы-католики во главе с епископом города Дерпта утопили в проруби православного священника Исидора и десятки его прихожан. Священник Иван Шестник узнал об этом злодеянии уже в Пскове и решил на самом рубеже с Ливонией основать монастырь как оплот православия в борьбе с западным католичеством.
Для православного населения западной окраины нашего отечества Псково-Печорский монастырь был крепким политическим оплотом. В этом отношении роль его близка роли Троице-Сергиевой лавры для средней России или Киево-Печерской лавры для юга.
Иона выкопал в горе небольшую пещерную церковь, а напротив нее построил на столбах две кельи. Псковские священники отказались сначала освящать ее ввиду необычного устройства, но по повелению архиепископа Феофила церковь в горе была освящена. Произошло это в 1473 году.
После смерти Ионы его место занял инок Мисаил, при котором была выстроена деревянная церковь преподобных Антония и Феодосия киево-печерских. Но уже при первом набеге ливонцев церковь сгорела, а часть монахов попала в плен. Соседство с Ливонией (монастырь находился в двух "поприщах", то есть в двух верстах, от нее) делало жизнь в монастыре опасной, поэтому монахов в нем было очень мало.
Расти и богатеть монастырь стал только после присоединения Пскова к Московскому государству, когда дьяк Мисюрь Мунехин, оценив выгодное в стратегическом отношении порубежное место монастыря, начал в нем большое строительство и обратил на монастырь внимание великого князя московского. В Псковской летописи под 1519 годом записано: "...и начаша Мисюрь дьяк да его подьячий Артюша Псковитин назирати убогое место, незнаемо ни ким же, под Немецким рубежом, 40 верст от Пскова, в Стайлове погосте, 7 верст от Новогородка Немецкого (Нейгаузена), Печорский монастырь, Вифлянд-скую пещеру..."
Приблизительно в то же время, в 1521 году, псковский иконописец Алексей, по прозвищу Малый, написал образ "Успение богоматери в житии", то есть с изображением по сторонам иконы важнейших событий из ее мифической жизни. Эта икона стала храмовой иконой Успенского собора монастыря.
Особенно укрепился и разбогател монастырь в XVI веке при игумене Корнилии, который управлял монастырем с 1529 по 1570 год. При нем вокруг монастыря была сооружена мощная каменная стена с девятью башнями и тремя воротами, а в монастыре построены каменная Благовещенская церковь и надвратная Никольская церковь. В монастыре была создана своя иконописная мастерская. Корнилием и его ближайшим соратником Вассианом Муромцевым был составлен летописный свод - Псковскаятретья летопись. Одновременво в монастыре был заведен церковный синодик и кормовая книга.
Число монахов при Корнилии увеличилось до 200 человек. Монастырь, а длительное время и игумен Корнилии пользовались расположением Ивана Грозного. Придавая большое значение роли монастыря на западных границах государства, царь предоставил ему большие льготы. Грамота царя от 1547 года жаловала игумена Корнилия деревнями, а грамота от 1559 года освободила живущих в монастырских владениях от светского суда.
При Корнилии монастырь начал вести широкую миссионерскую деятельность дреди эстов и сету.
В сложной политической обстановке того времени Корнилии занимал реакционные позиции. Он был сторонником обособленного, сепаратного существования Пскова - боярской республики.
Среди псковского духовенства существовали две группировки, борьба между которыми выходила за местные масштабы. Наиболее видным представителем одной из них был старец Елизарова монастыря Филофей. Он изложил свои взгляды в трех посланиях - великому князю Василию III, дьяку Мисюрю Мунехину и царю Ивану IV. Филофей выступал в защиту интересов церкви - ее земель, ее положения в государстве. Но независимо от этого его формула "Москва - третий Рим" была выражением величия, независимости, единства Русского государства.
Деятельным представителем другой группировки, отстаивающей идеи сепаратизма, возврата к раздробленности, был игумен Корнилии. Этими воззрениями проникнута Псковская третья летопись, автором или редактором которой был Корнилии. В ней умышленно опущены известия о совместной борьбе москвичей с псковичами против немцев и Литвы. Даже о Мисюре Мунехине сказано вскользь. Присоединение Пскова к Москве летописец рассматривает как насилие. Враждебно относился автор летописи и к Новгороду.
Оппозиционные настроения Корнилия по отношению к Москве проявились в его связях с князем Андреем Курбским, бежавшим за рубеж. Из Юрьева (Тарту) Курбский вел секретные переговоры с Литвой, в ходе которых, видимо, выдал секретные данные о передвижении русских войск, что привело к их разгрому литовским гетманом Ю. Н. Радзивиллом, устроившим засаду. После побега Курбский выдал литовцам всех ливонских сторонников Москвы, с которыми ранее сам вел переговоры, и назвал имена московских разведчиков при королевском дворе. По совету Курбского король Сигизмунд II натравил на Россию крымских татар, а затем послал свои войска к Полоцку. В этом литовском вторжении участвовал и сам Курбский. Через несколько месяцев он вторично пересек с литовским отрядом русские рубежи. Князь-изменник настойчиво просил короля дать ему 30-тысячную армию для захвата Москвы.
Стремясь заручиться поддержкой Псково-Печорского монастыря, Курбский использовал церковные разногласия. В послании к печорскому монаху Васьяну Муромцеву он обрушивается на московскую церковь, которая, по его словам, подкуплена и развращена богатствами: богатства превратили святителей в послушных угодников царя. Курбский надеялся, что влиятельный Печорский монастырь возглавит выступление церковной оппозиции. Однако печорские старцы, боясь гнева Ивана IV, объявили о разрыве с князем, опозорившим себя предательством.
Оппозиционные по отношению к Москве настроения Корнилия и его ближайших помощников стали известны царю. Иван Грозный приказал казнить игумена и старца Васьяна. Монастырская легенда гласит, что 20 февраля 1570 года Корнилии вышел за монастырские ворота навстречу прибывшему государю. Царь, будучи разгневанным, своей рукой отсек Корнилию голову. Тут же раскаявшись, Иван Грозный поднял обезглавленное тело и на своих руках понес его в монастырь к пещерам. Путь от главных ворот Никольской башни до нижней площадки монастыря в связи с этой легендой получил название "кровавого пути".
То обстоятельство, что монастырь оказался в стенах мощной крепости, сыгравшей большую роль в защите рубежей нашей Родины, послужило поводом для фальсификации истории Печор буржуазными и церковными историками. Главная заслуга в отражении агрессоров приписывалась монахам и их молитвам.
Иконе "Успение богоматери" приписывалась слава спасительницы Пскова во время его осады войсками Стефана Батория. Для большей убедительности был создан рассказ ц видении псковского пушечного кузнеца Доро-фея. Ему якобы привиделось, что богородица пришла из Печорского монастыря во Псков, "а в руках имуще у собя образ пречистыя же богородици печорские".- Богородица через Дорофея будто дала указания командованию крепости, где и какие поставить пушки и по каким польским шатрам бить.
Монастырь использовал созданную легенду, в этом ему помогало псковское духовенство. Были написаны иконы с изображением "видения" Дорофея.
Во время Ливонской и Северной войн в Печорской крепости постоянно находился сильный гарнизон русской армии, который вместе с местным населением отражал осады неприятеля. Не "иноческие молитвы", не "чудотворные" иконы, а героизм русских людей, русское оружие, полководческий талант военачальников были той гранитной скалой, о которую разбивались войска агрессоров.
В награду за то, что церковь объявляла власть царей-самодержцев "от бога данной", русские цари не скупились на щедрые подачки духовенству. В оде "Вольность" Радищев с гневом писал о союзе церкви и самодержавия, направленном против трудового народа:
Власть царска веру охраняет, Власть царску вера утверждает, Союзно общество гнетут: Одно сковать рассудок тщится, Другое волю стерть стремится, На пользу общую, - рекут.
Дошедшие до нас документы позволяют восстановить историю приобретения Печорским монастырем земельных владений и закрепощения населения края.
Начало крупному землевладению монастыря было положено Иваном Грозным. В 1539 году царь пожаловал монастырю лес в Паниковской волости "на три версты", где затем были основаны русскими, эстонскими и латышскими крестьянами пять деревень. По челобитию Корни-лия "з братьею" в 1547 году монастырю была выдана жалованная грамота на новые деревни. Значительно расширились владения монастыря во время Ливонской войны за счет земель, завоеванных русскими войсками. Даже после опалы Корнилия и его казни Иван Грозный приписал к Печорскому монастырю разоренный Стефаном Баторием Николо-Зарезницкий монастырь с его владениями.
В царствование Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, монастырю было дано "из порозжих поместий и из пустых деревень во Псковских засадах" 1223 четверти земли. Тогда же (в 1585 году) в распоряжение монастыря поступили владения изборского Никольского монастыря со Старого городища.
Кроме уже упомянутых, Печорский монастырь в разное время добивается приписки к нему еще трех монастырей со всеми накопленными ими богатствами и землями: Апексеевского в Пскове, Савво-Пустынского близ Пскова и Петропавловского монастыря на Псковском озере. За последний разгорелась борьба между монахами Печорского и Крыпецкого монастырей.
Не только цари, но и князья, помещики оказывали большую поддержку монастырю. Князь Никита Гагарин отдал монастырю деревню Каменку в Московском уезде со всеми угодьями. Помещица Анна Назимова подарила духовникам сенной покос в Тайловской губе. Отходили к монастырю деревни и угодья "по душе" (завещанию). Еще чаще увеличивались его владения путем кабальных ссуд и покупок земельных участков или прямым захватом крестьянских земель.
К XVII веку Псково-Печорский монастырь стал одним из крупнейших землевладельцев в северо-западном крае Русского государства. Ему принадлежало более 320 деревень и около 4000 крепостных крестьян мужского пола. Монастырь имел земли почти во всех волостях Псковского уезда. Кроме того, монастырь владел деревнями и угодьями в Изборском, Вышегородском, Выборгском, Ва-лейском, Гдовском уездах и под Москвой. Были у монастыря владения и в городах. В Пскове он имел 60 огородных мест, много дворов и торговых лавок.
Все монастырские деревни в Псковском и Изборском уездах были разбиты на 12 приказов: Подгорний, Горний, Кулицкий, Мокролужский, Изборский, Новосельский, Верхолинский, Зарезницкий, Березский, Пачковицкий, Константиновский, Медковицкий. В обязанность приказчиков входило обеспечение монастыря рабочей силой и сбор оброка. В помощь приказчикам давались еще так называемые целовальники.
Проживающее в монастырской вотчине сельское население подразделялось на крестьян и обедневших феодально зависимых людей - бобылей. В документах упоминаются еще такие зависимые от монастыря люди, как дружинники, монастырские слуги, служебники.
Основную массу монастырских крестьян составляли потомки мелких землевладельцев, подпавших под власть монастыря. Для закрепощения крестьян, приходивших на монастырские земли, использовалась кабала - ссуда, или иначе "подмога". Такая "подмога" давалась либо в деньгах, либо семенами и тягловым скотом.
Бобыли, жившие в деревнях, занимались, как и крестьяне, земледелием, а жившие в исадах (рыбачьих селениях) , расположенных на Псковском озере,- еще и рыбной ловлей. До конца 70-х годов XVII века бобыли в податном отношении выгодно отличались от крестьян, но с 80-х годов того же столетия различия между ними становятся все меньше -и те и другие обязаны были отдавать пятую часть урожая монастырю.
Монастырь нещадно эксплуатировал трудовой народ. Кроме -пятой части урожая монахи собирали с крестьян масло, яйца (рождественский и петровский сборы), мед, соленую и свежую рыбу, шерсть, ягоды и грибы. Крестьяне обязаны были ломать плиту в "стенное дело", вязать дрова, заготавливать сено, убирать хлеб с монастырских полей, платить денежный оброк.
Непосильные налоги приводили к обнищанию и разорению крестьянских и бобыльских хозяйств. В перепис-1тых книгах XVII века, учитывавших население, встречаются такие красноречивые записи: "Деревня Рожитец. Двор пуст крестьянина Илюшки Денисьева, а он, Илюшка, от бедности с того двора сшел". Или: "За Печорским монастырем в Тапловской губе 79 деревень, а в тех деревнях 146 дворов крестьянских, 45 дворов бобыльских, а людей в них 498 человек, да три деревни пустых, да девять дворов пустых".
Жестокая эксплуатация вынуждала крестьян к бегству из монастырской вотчины. Они принимали участие и в открытых выступлениях против крепостников-феодалов. Документы упоминают Пашку Печерянина как одного из самых непокорных бунтарей. Он собрал вокруг себя 30 человек, которые "воровали дворян и детей боярских". Пашка был пойман, бит кнутом, но не смирился. К его отряду примкнуло еще 25 человек из посада. Позже он был снова схвачен и казнен с пятью товарищами.
Даже русские цари были обеспокоены безудержным ростом церковных земельных владений и их богатств. Еще Иван Грозный издал указ, установивший государственный контроль за ростом земельных вкладов - важного источника расширения монастырских земель. Но указ не приостановил этого процесса. Петр 1, развернув широкую государственную деятельность, очень нуждался в денежных средствах. При осуществлении своих реформ он использовал огромные богатства монастырей. При нем была проведена частичная секуляризация (отобрание земель у церкви в пользу государства). Не существенного влияния на экономику Псково-Печорского монастыря, как и многих других, мероприятия правительства не оказали. Осуществляя меры, направленные на ослабление влияния церкви, Петр 1 в то же время очень нуждался в ней как опоре при установлении абсолютной власти. В "Духовном регламенте", принятом в 1721 году, царь провозглашался "верховным пастырем" русского православного христианства.
Вопрос о церковном землевладении вновь был поставлен в середине XVIII века. Этому способствовала большая нужда правительства в землях для раздачи дворянам, а также новая волна крестьянских выступлений, охвативших всю страну. В феврале 1764 года был издан специальный манифест о полной секуляризации церковных, в том числе и монастырских, земель. По этому указу все церковные земли перешли в собственность государства, а крестьяне были переданы в ведомство коллегии экономии. В возмещение этих потерь монастырям было положено ежегодное денежное вознаграждение от правительства.
Владения Псково-Печорского монастыря уменьшились, но не исчезли полностью. Более того, монастырь вновь стал обрастать землей. К концу XIX века он имел два подворья - в Пскове и Острове, 256 десятин земли (около 280 гектаров) и 10 мест для рыбной ловли на Псковском озере.
Крестьянская реформа не облегчила положения монастырских крестьян. Они и после "воли" были вынуждены арендовать землю, рыбные ловли на кабальных условиях.
Безжалостно обирались работавшие в монастыре по найму. В 1891 году печорские мещане Иванов Гаврила и его брат нанялись выполнить каменные и штукатурные работы. За лето им двоим выплатили всего 160 рублей. Монастырь требовал, чтобы братья ежедневно работали с четырех часов утра до восьми часов вечера, а с 1 августа - с восхода и до захода солнца. В случае болезни они должны были отработать пропущенные дни после выздоровления.
Безжалостная эксплуатация, непосильные поборы, корыстолюбие монахов вызывали сопротивление крестьян. Для подавления недовольных монастырь обращался за помощью к царской полиции и суду. В районе Колпин-ской губы (в 30 километрах от Печор) местные крестьяне выбрасывали монастырские сети из воды. Дело разбирал суд, который встал на защиту монастыря. В 1914 году настоятель монастыря архимандрит Никодим убедительно просил пристава Псковского уезда командировать стражника для наблюдения за порядком во время рыбной ловли в Мальском озере Изборской волости, принадлежавшем монастырю.
Псково-Печорский монастырь в царской России сыграл заметную роль в укреплении союза церкви и самодержавия. В благодарность за это он пользовался особым вниманием и заботой русских императоров и представителей царской фамилии. Они неоднократно посещали монастырь. делали богатые пожертвования.
Монастырская ризница пополнялась щедрыми дарами. Среди них были: от Ивана Грозного - два серебряных ковша, столовый набор в серебряной оправе, цепь червонного золота в 50 звеньев весом 72 золотника; от царевича
Ивана Ивановича - ковш серебряный, цепь червонного золота в 19 звеньев; от царицы Анастасии Романовны - плащаница, шитая золотом, перстень золотой с камнем, серьги из лазоревых яхонтов, унизанные жемчугом; от Бориса Годунова - плащаница, шитая золотом; от императрицы Анны Иоанновны - риза из золотой и серебряной парчи, богато украшенная, и т. д.
И молились в монастыре за благополучие дома Романовых, предавая анафеме имена неугодных и опасных самодержавию людей.