ПСКОВ / Туризм / Виртуальный туризм
ПЕРШИ - ВЕЛИКАЯ СТЕНА ПСКОВА  
  ВСЕ МАРШРУТЫ

После нападения Всеслава Перси, конечно, ремонтировались и, возможно, были облицованы камнем на известковом раство-ре. К середине XII века у подножия Персей на берегу Великой были сооружены каменные Смердьи ворота с захабом за ними (Перси 2). А к 1192 году с другого "бока" подковы Персей на берегу реки Псковы были возведены Великие ворота с захабом за ними (Перси 3). Пандус этого захаба "подняли" поверху древнего каменного вала, отчего плавная дуга "подковы" Персей в плане оказалась здесь "переломленной".

В целом это был замечательный ансамбль каменных объектов Пскова XII века, подобного которому на Руси не было. Перси 3 упоминаются почти - сразу же в появившейся псковской летописи в связи с их ремонтом в 1337 году после пожара города и расширением захаба Великих ворот: "Шелога посадник оучиниша (починиша, приделаша) Перси оу детинца и путь положиша пространен к Святей Троицы на город".

В конце XIV века псковичи решили возвести на Персях звонницу для вечевых и соборных колоколов. В 1393 году "заложиша псковичи Перси оу Крема стеную", 1394 - "кончаны быша Перси оу Крома и колоколницу на Персех поставиша Святей Троици" (Перси 4). Это сооружение упоминается затем в 1400, 1407 годах, а в 1415 году "колоколницы каменной мост Троици поставиша".

В начале XV века все капитально и заново перестраивается. В 1419 году "Заложены Перси у Крому", 1421 - "начаша делати Перси оу Креома", 1424 - "кончана бысть стена камена Перси кромскыа, а делаша полчетверьта года (3,5 года) 200 муж, а найма взяша 1000 и 200 рублов. И по том поставиша на Персех колокольницю... Повесиша колоколы на новой стене на Персех Святей Троицы"... (Перси 5)... "И три годи стоявше, распадошася Перси" (сползла в Греблю гигантская прикладка с новой колокольницей). В 1427 году "поставлена бысть колоколница древянаа на старом месте к Святей Троици на Першех и колокол повешены бысть" (Перси 6).

Обрушение прикладки к Персям было, очевидно, вызвано плохим ее сцеплением с основой ветхого сооружения (вал), установкой новой стены на раскрытом непрочном северном берегу Гребли, наконец, вероятным мощным наводнением, когда высокая паводковая вода из реки Псковы шла в реку Великую по Гребле, Устраняя следы и причины катастрофы 1427 года, псковичи в 1452 году сначала "оурядиша стену камену в городе на Креому оу Персей от Великих ворот возле всхода до Малых ворот... (наружную стену захаба), затем в 1463 году уже со дна Гребли "почаша делати стену на Креому Перьси в Домантове стене". В 1465 году "Прьси свершиша у Крома... и колоколницю на стене на Персех поставиша ко Святей Троицы". В 1466 году "повесиша колокол на Персех на новой стене, на новой колоколницы" (Перси 7; упоминаемый в единственном числе "колокол" - очевидно Большой Вечник).

После 1465 года Перси больше не перестраивались: псковская летопись велась до середины XVII века, но о Персях она уже не упоминала. В 1510 году Псков вошел в состав Русского централизованного государства. Москва заставила псковичей возвести к середине XVI века внешнее каменное кольцо стен и башен города, затем поддерживать их в исправном состоянии. Внутригородскими стенами московские власти интересовались мало. Поэтому "лобовая" стена Крома с колокольницей и кострами-башнями по сторонам оказалась показанной в древнем своем виде на всех позднейших изображениях Пскова: на Печерской иконе (в копии К. Солодяникова), плане Псковской крепости 1694 г., иконе из часовни Владычного Креста кон. XVII в., иконе "из лавки Жиглевича" кон. XVIII в. Изображения и археология позволяют достоверно реконструировать формы, облик Персей 1465 года.

Еще в 1425 году псковичи учредили особенную государственную печать с надписью: "Печать псковскага. Тогда и Перси свьрьшишь камены". Историки до сих пор считали, что могучее и древнейшее оборонительное сооружение символизировало собой весь Псков как мощную каменную крепость на Русской границе с агрессией католической Европой. Может быть и ве но, - если древние псковичи мыслили наш ми символами, в масштабах противостсния всей Руси и Европы.

Символ вечевой республики. С юга Троицкого собора, с небольшим смещением к востоку, археологом В. Белецким были раскопаны остатки круглой каменной Вечевой степени - своеобразной трибуны w выступления древних псковичей на Веч Степень была датирована 1367 годом - временем окончания строительства каменного собора вечевого Пскова. В летописях он упоминается дважды: под 1463 годом "Выгнаша псковичи князя Володимер Ондреевича изо Пскова, а иныя люди ь Вечи с Степени съпхнули его", 1510 - "Tpитьяк им (псковичам на Вече)... поклон от великого князя... да тое отговорив, да сел на Степени" (отмечена наглость москвича). Но возникла Степень, да и сама Вечевая площадь задолго до середины XIV века.

Если на плане площади поставить ножку циркуля в кружок Степени, то циркульная окружность опишет южную дугу Персей. Иначе говоря, Перси сооружались в Х веке как "амфитеатр" для размещения здесь Веча, Вечевой площади. И это очень правдоподобно. Недалеко, посредине Древнего Изборска (Труворова городища) В. Седов раскопал круглую площадь, посыпанную щебенкой, - очевидно вечевую. Площадь не была застроена более 400 Лет и функционировала как в языческий период 1Х-Х вв., так и в христианский Х1-Х111 вв. Вполне вероятно, что и псковичи в Х веке продлили Кромский холм на юг с целью создать "амфитеатр" для своего Веча.

Перси 1 возводились как многофункциональное сооружение: подпорная стена, оборонительная стена, "здание" псковского Веча (крышей ему служило небо). Печать 1425 года явилась свидетельством того, что Перси были еще и замечательным символом Псковской боярсковечевой республики. Псковичи считали перестройку "здания" высшего органа своей власти настолько значительным событием, что отметили его дату на печати в кругах солнца, луны, и даже индиктах (15-летних отрезках времени), в общем, как выдающееся событие "космического масштаба"! Четвертая, представительско-символическая функция Персей выделяет их еще более как единственное, уникальнейшее сооружение среди всех типов построек Руси. Но и это еще не все: Перси являлись основой целого комплекса каменных построек и сооружений псковского Веча.

Как известно, в другой вечевой столице - Великом Новгороде - вече собирали в двух местах: на Ярославовом дворище Торговой стороны или возле Софийского собора на Софийской стороне. Такое раздвоение адреса вечевых собраний не позволило новгородцам выстроить для веча единого "специализированного" комплекса зданий и сооружений. В других, не "вечевых" столицах этого тем более не произошло. В Киеве вече собирали тоже либо на Горе возле Святой Софии, либо на Подоле. В иных городах вече просто собиралось там, где сплошно звонил какой-либо колокол.

И только в Пскове для Веча боярско-вечевой республики был сооружен специальный комплекс из 12 каменных зданий и сооружений (не считая объектов деревянных). Помимо Персей (1), на Вечевой площади, как в амфитеатре, имелись ряды деревянных лавок (на Вече старые люди сидели), каменная вечевая Степень (2), каменные Сени возле Троицкого собора (3), каменная тюрьма в Смердьем захабе (4), Сторожевая изба при выходе из захаба Великих ворот (5); на Персях стояла колокольница (6), фланкируемая двумя башенками-контрфорсами (7 и 8). По сторонам Персей располагались Великие каменные ворота с башней (9) и захабом (10), Смердьи ворота с башней (11) и захабом (12), а через Греблю-ров были переброшены, вероятно, деревянные Смердий мост и мост Великих ворот. О былом существовании этих объектов сообщают, в основном, псковские летописи. О Персях и Степени на Вечевой площади ( 1 и 2) уже рассказано. Осталось дополнить рассказ известиями о других объектах.

Сени Святой Троицы находились с южной стороны собора. Это был красивый двухэтажный притвор к храму, обращенный фасадом на Вечевую площадь. Сени были важнейшим объектом государствен-ного значения, уникальным зданием именно вечевого Пскова. В Сенях заседал государственный Совет - Тайная Господа, вершился также светский суд; находился Ларь с государственными грамотами-договорами (архив), состоявший в ведении особого Ларника; хранилась государственная печать, государственная и соборная казна (в других ларях). Вот некоторые сведения о Сенях.

В 1413 г.- "Приделаша притвор камен к Святей Троици", 1466 - (после перестройки) "Подписан бысть притвор Святей Троици оу сторонних дверии с переду"; 1469 - "Священники, написав грамоту из Номока-ноуна, и в Ларь положиша"; 1471 -"А не запечатает (грамоту) князь, ино у Святей Троици запечатать, - в том измены нет"; 1484 - "Посадников из заповеди закликаша, что грамоту новую списали и в Ларь вложили на Сенех"; 1495 - посадники "лазили многожды на Сени и в Вечьи, - и опять в Вечье влезли"; 1496 - "Доложив нас князь... и посадников, и Тайных Господе на Сенех, а соцкои был Федор с Запсковья от Господе"; 1509 - "Поймали пономаря троицкого Ивана, а он из ларев денги имал"... Собор вечевого Пскова был неразрывно связан Сенями с Вечем, поскольку Вечевая площадь была совмещена с площадью соборной. Сени находились "под сенью" Самой Святой Троицы.

Колокольница 1465 года на Персях была еще одним уникальным сооружением вечевого комплекса. Судя по позднейшим изображениям, это была трехъярусная колокольня в два каменных восьмерика на четверике, шатер и главка которой были еще деревянными. Особенно четко и ясно она изображена на чертеже Псковской крепости 1694 г. (в 1701 году была уже разоб-рана). В нижнем четверике колокольни висело два колокола: Большой Вечевой и Корсуньский Вечник, а в двух верхних восьмериках - колокола Святой Троицы.

Две небольших башни-контрфорса фланкировали колокольню по сторонам. Их возвели вместе с ней в 1463-65 годах при сооружении мощной прикладки со дна Гребли в Довмонтовой стене. Контрфорсы показаны на плане Пскова 1740 г., а остатки их были найдены при археологических раскопках подножия Персей в 1863 и 1952 годах. Одна из башенок с прапором перед колокольней (западная) нарисована на Пе-черской иконе, изображающей древний Псков (копия К. Солодяникова).

Великие ворота, костер-башню над ними, захаб за воротами упоминают летописи, описывают документы XVII в. Ворота и башня с вышкой хорошо изображены на плане Псковской крепости 1694 г. На Псково-Покровской иконе Божией Матери над воротами показан картуш с выложен-

ной на нем из камня Голгофой (крест с копьем и тростью на схематическом ступенчатом холме). Такой же картуш существовал, надо полагать, и над Смердьими воротами Крома.

Смердьи ворота, костер-башню над ними, захаб, Смерднй мост через Греблю упоминают летописи, описывают документы XVII века. За незначительными отклонениями группа построек Смердьих ворот была идентичной группе построек Великих ворот (зеркальное построение). Неодинаковым было лишь назначение захабов. Если захаб Великих ворот был "коридором смерти", призванным защищать вход на Вече и в Кром, то захаб Смердьих ворот был тупиковым тюремным двором.

Тюремные погреба находились в толще западного участка вала Персей под поверхностью земли и выходили арками в Смердий захаб-двор. О существовании таких погребов в XIV-XVI веках говорят летописи: в 1363 г. - "Оупаде верх церкви Святыа Троица... и приставиша засаду изборскую и выносиша камень и звоук"; 1436 -"Немець в погреб веадиша - 24 немчина"; 1479 - "немец веадиша в погреб в охабни"; 1484 - "Смердов посадиша на крепость в погребе"; 1509 - "поймали пономаря троицкого Ивана, а он из ларев денги имал... посадили его на крепость". В Смутное время начала семнадцатого века у Смердьих ворот производились пытки. Да и сама кличка ворот "Смердьи", очевидно, про-изошла оттого, что в погребах их захаба часто сиживал простой народ - смерды.

Сторожевая изба и Снетовый костер (ныне колокольня в перестройке XIX века) находились возле Степени по выходе из захаба Великих ворот. В 1407 г. - "Сделали стену возле Пскову против Персей от Гребли до Сторожевой избе толще и выше"; 1487 - "На Крому костер загорелся против Лубянского въехода (всход был на Запсковье), что снеть блюли собакам на ядь"; 1518-"На Крому прясло стени поставил от Снетового костра фразин". Вход на Вечевую площадь и далее в Кром охраняли не только сторожа, но и "кромские псы".

В целом комплекс зданий и сооружений псковского Веча размещался между семиглавым собором Святой Троицы и соборами, храмами Довмонтова города. Пско-вичи собирались на Вече как бы посреди "Дома Святой Троицы" - величественного комплекса из 25 каменных храмов. Престол Троицы и 24 престола возле нее символизировали Небесный Град, Вышний Дом Святой Троицы, который должен появиться при Конце Света в День Страшного Суда (см. о нем в журнале "Новая книга России", № 9, 1999 г.).

Однако прошло время и все начало меняться. В 1510 году была ликвидирована Псковская боярско-вечевая республика. По приказу великого московского князя Василия III было устранено Вече. Кром был очищен от родовых клетей и общественных складов, а сами боярские рода - 300 "лучших людей" - было указано вывести в Москву и другие русские города. "Месяца генваря в 13... спустиша Вечной колокол Святая Живоначальная Троица и начаша псковичи, на колокол смотря, плакати по своей старине и по своей воли... И тогда отняшеся Слава Псковская!"




ПСКОВ ОФИЦИАЛЬНЫЙ

ПСКОВУ - 1100

ГЕОГРАФИЯ

ПРИРОДА

ИСТОРИЯ

КУЛЬТУРА

ТУРИЗМ


ИНВЕСТИЦИИ

РГО








ПСКОВ / Туризм / Виртуальный туризм