Несколько лет назад археологи начали расчищать основания храмов Довмонтова города, сломанных в XVIII-XIX веках. Стоит потратить время на осмотр этих остатков, так же как и тех частей храмов, которые выступают теперь из-под насыпи 1701 года. Нигде не было места, подобного псковскому Довмонтову городу, и никакие аналогии не помогут представить себе его вид в XV- XVII веках. Только бродя между раскопанными основаниями его храмов, представляя их в первоначальном виде, в тесном окружении кладбищенских часовен, оград, ворот, мысленно группируя вокруг них другие храмы с их буями, деревянные избы и ограды, каменные гридницы с их крыльцами и дворами, можно приближенно вообразить себе эту удивительную картину.
Не представляя ее, невозможно почувствовать, какое впечатление производило в свое время здание Приказных палат. Построенное и отделанное за 1693-1695 годы, оно действительно, как писали об этом в отчете псковские дьяки, было сделано "самым добрым мастерством". Фундаменты, основанные на глубоко залегающей здесь скале, стены и своды сложены из крупной хорошо отесанной плиты. Все здание связано прочными железными связями. Окна были перекрыты плоскими перемычками из рядов широких плит, проложенных арматурой из полосового железа. Безукоризненно чисто и правильно были сделаны все углы, плоскости, детали, например, испорченные теперь ниши с обрамлениями над входом в палаты. Благодаря огромной, не совсем обычной даже для XVII века, прочности, это здание дожило до нашего времени, потеряв лишь крыльцо и внутреннюю п наружную отделку, да первоначальную форму окон, переделанных в начале XIX века.
Несколько лет назад было найдено описание Приказных палат, посланное в Москву с отчетом о постройке. Оно даст представление о несохранившихся частях и деталях этого здания. Вход в приемный верхний этаж Приказных палат был из Довмонтова города по большому каменному крыльцу, устроенному "на отлете". Обширная нижняя площадка (рундук) крыльца, поднятая над землей на несколько ступеней, была перекрыта сводами, покоившимися на четырех "великих" восьмигранных столпах. Лестничный всход вел на верхний рундук, открытый, как и всход, на обе стороны большими проемами, перекрытыми арками, опиравшимися на стену палат и на два столпа "бочками" (то есть с выпучинами, напоминавшими бочки). Все крыльцо было покрыто сводами и связано железными связями, видными в его проемах. Над проходом в палаты на верхнем рундуке сделали три ниши, обрамленные гранеными наличниками. В средней нише был вставлен "образ всемилостивого спаса нерукотворенного", в правой - вырезанная на каменной плите "обронной резью" "псковского господарства печать", то есть псковский герб (рысь с поднятой лапой) "с подписью и с каймами, золочена красным золотом". В левой нише была вставлена "керамида", то есть каменная резная раскрашенная и украшенная позолотой плита с надписью о построении здания, обрамленной орнаментальной каймой.
Одна из двух палат второго этажа, та, в которой сидели бояре, по сводам и стенам была расписана "стенным личным (то есть с изображениями ликов святых) письмом", "с облаками и с каймами". "Венцы у всех образов, и ризы, и в своде и в облаках звезды - писаны золотом",- говорит описание.
Крыльцо палат было покрыто над верхним и нижним рундуками "бочками большими", обитыми деревянной чешуей. Лестница крыльца была покрыта "тесом гладким" с прокладкой больших двойных листов бересты. "Бочки" завершались вверху охлупнем - коньковым бревном с прорезными гребнями и были украшены резными подзорами. Самые палаты были покрыты высокой крутой тесовой кровлей на четыре ската, "с обламами", то есть с переломом в нижней части кровли, от которого книзу шла более пологая часть - "полица". В крыше было сделано восемь слуховых окон - "з длинных сторон по три окна, а с поперечных сторон по одному окну бочками". Крыша была кругом украшена резными ажурными подзорами и охлупнями с прорезными гребнями. На гребнях были три флюгарки (прапоры) из луженого железа. На средней был написан золотом двуглавый орел в золотом орнаментальном обрамлении. На других прапорах были вырезаны лев и единорог. "Вертела" над прапорами заканчивались серебряными розетками. Прапоры были укреплены в разделяющих верхний гребень крыши стойках, заканчивающихся сверху "шеломами". Сверх "шеломов" были еще круглые "яблоки", облицованные луженой жестью, с выбитым на ней орнаментом.
На нижней части кровли, "на обламах", были сделаны покрытые росписью деревянные перила "для ходу" с точеными балясинами и "яблоками" над столбами. Внутреннее убранство дополнялось обитыми красным сукном лавками у стен, изразцовыми печами, киотами с иконами, столами, покрытыми алым сукном и уставленными подсвечниками, ларцами и другими принадлежностями канцелярского быта того времени, на которые уходило иногда немало труда и выдумки мастеров прикладного искусства.
Приказные палаты были очень искусно вписаны в их окружение. Поставленные на самом видном месте южной стороны Довмонтова города, они акцентировали его границу с площадью Старого торга, зрительно закрепляли ее. По-разному, но в одинаковой степени эффектно, они воспринимались с обеих сторон этой границы. Широкое пространство площади и крупные постройки, входившие в ее ансамбль, не подавляли палат, господствовавших над низиной площади, а лишь придавали им особенную значительность. Приказные палаты казались отсюда крупнее, чем были в действительности, отчасти благодаря тому, что они рисовались на фоне верхушек удаленных церквей Довмонтова города, еще дальше за которыми выступали сооружения Детинца, сильно сокращавшиеся в перспективе. Размах, с каким было построено это здание, обширность его огромной главной палаты второго этажа и его крыльца, богатырская величина и тяжесть основного объема особенно остро ощущались со стороны Довмонтова города, в силу контраста с примыкавшей к палатам тесной и измельченной застройкой.