"Человеку, далекому от литературы, трудно представить себе жизнь русского писателя в провинции. Своих издательств и журналов она практически не имеет. Пройдут годы, а то и десятилетия, прежде чем написанное начинающим литератором будет, наконец, опубликовано. Порой это уже горький праздник: половину своих душевных сил писатель из провинции потратил на то, чтобы напечататься. И сколько раз за эти годы его охватывало отчаяние, безысходность, возникал неизменный вопрос: для чего я пишу, кому это надо, да и вообще, способен ли я что-нибудь написать? У Евгения Борисова хватило мужества поверить в себя и выстоять.
Перед вами четвертая его книга. (Только в 1991 году Борисов был принят в Союз писателей России.) Сборники стихотворений "Срочный груз", "Каменистое поле", "Гостинец* были хорошо встречены критикой, одобрены читателями, хотя тиражи книжек всегда были мизерными.
В "Ольгинском мосте" представлена проза поэта, многие страницы которой посвящены 55-летию освобождения Пскова от оккупантов, а также рассказы и очерк об известных людях нашего города и его истории.
В творчестве каждого писателя собственная жизнь играет особую роль. Даже ничего не зная о Борисове, достаточно прочитать написанные им стихи и, особенно, прозу, чтобы более или менее верно судить об основных вехах его жизненного пути. Начинался он так же сурово, как и у многих людей военного поколения. Вот что пишет об этом сам Борисов:
"Я родился в деревне на Псковщине, в голодном тридцать втором году. Дед и отец в 38-39 годах репрессированы. Они так и не вернулись из лагерей. Такая же участь постигла и мать. Только схватили ее не наши, а гестаповцы в оккупированном Пскове. Арестовали ее за связь с партизанами".
Детство писателя прошло в занятом фашистами Пскове, потом был концлагерь под Дрезденом, возвращение домой, служба на флоте, учеба в Литинституте. И работа. Работал Борисов линейщиком связи, кондуктором товарных поездов, кочегаром, грузчиком, строил элеватор в степи, жил на Камчатке. Как вспоминает он: "всю жизнь, ради куска хлеба приходилось совмещать тяжелый физический труд с творчеством. Слабо утешало замечание пишущих коллег: мол, крепись, Евгений, когда умрешь, вспомнят не то, в каких организациях ты работал, а то, как писал".
Но получилось так, и счастливо получилось, что жизненная его биография стала и биографией творческой. И тут не обойтись без прозы писателя, довольно полно представленной в данной книге. И прозы хорошей. Сегодня с полным основанием можно говорить о Борисове не только как о поэте, но и как о прозаике. И прозаике интересном.
Войну, оккупацию, немецкий плен в рассказах Евгения Борисова мы видим глазами ребенка. При этом писатель умеет найти такие подробности и детали, тщательно отсеивая их от второстепенных, что они надолго запоминаются. Без зрительно-точных деталей прозы вообще не существует, и от умения o найти их зависит многое. Вот только один пример. В одном из рассказов Борисов пишет, что от голода герой стал зеленым, как гильза. В этом образе, кажется, все: и цвет лица мальчика, тускло-зеленый, какой-то неживой; и его беззащитность, заброшенность, и то, что он невысокого роста; и даже то, что действие происходит в войну, где стреляные гильзы ~ такая же повседневность, как камни на дорогах. Подобная точная деталь стоит многих страниц физиологического описания голода. В этом и загадка, и чудо настоящего творчества.
Книга "Ольгинский мост" в какой-то мере итоговая. И хотя итог подводить еще рано, но прожит значительный отрезок времени, издано в разные годы в центральных издательствах три поэтических сборника, начата проза, и надо теперь оглядеть и оценить сделанное, чтобы наметить для себя новые рубежи.
О прозе Евгения Борисова, коренного псковитянина, как и о его стихах, можно говорить много. Но, думается, лучше все-таки взять книгу в руки и прочитать ее самому - трагическую, веселую и грустную, добрую как жизнь.
Владимир Клевцов"
Выходные данные:
Борисов Е. А. Ольгинсткий мост. Псков: "Псковский литератор", 2001. 190 с.