Неприступен был этот город, стоявший на границе, постоянно переживавший войны и ни разу не взятый в открытом и честном бою. Воистину, как сказал сподвижник Батория, "не так крепки стены, как крепок дух псковичей!":
Но и стены были великолепны: 5 колец их общей протяженностью 9 километров, 5 городов, составляющие Псков, - делали его первоклассной крепостью, одной из лучших в Европе. Даже река Пскова, вошедшая в город по мере его разрастания и прибавившая еще один район - Запсковье, - ослабила, но - парадоксальным образом - укрепила его оборону
Хитроумные псковичи поставили на реке так называемые "Верхние и Нижние решетки", соединили береговые башни прочной стеной с арочными проемами, с дубовыми, опускающимися решетками в них и охраняли опасные участки денно и нощно - так что даже по дну реки не мог пробраться вражеский лазутчик.
Оборону города завершает Гремячая башня, овеянная легендами о спящей царевне и ее сокровищах. Но настоящие богатства города Псков - в сказочной красоте его древности, в силе веры и любви наших предков к своему городу.
А с Гремячей горы открывается великолепный пейзаж - изгибы Псковы. храмы по ее берегам, "разговоры" их звонниц со Святой Троицей.
Намоленность, духовная просветленность псковских мест не умаляется даже их сегодняшним, далеким от прежнего совершенства, состоянием.
Храм Богоявления с Запсковья (15 век). По красоте композиции, по найденности пропорций , по живописной свободе постановки многопролетной звонницы , по замечательному градостроительному замыслу - настоящий grand art псковского искусства, его высокая классика.
За пределами "богоспасаемого града Пскова" стояли его знаменитые монастыри: самый древний из них, Мирожский, был основан еще в домонгольские времена и сохранил величайшую святыню всего православного мира - Храм Преображения Господня с греческими фресками 12 века.
Мирожская живопись - всемироно известный шедевр, созданный по заказу архиепископа Новгорода и Пскова Нифонта. Замечательный дар навсегда ушедшей Византии и святителя Нифонта псковичи оценили по- достоинству: "на камне сем" они воздвигли школу своего сомобытного искусства.
На той же реке Великой, но с севера, через 150 лет псковичи воздвигли храм Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре. Процитировав Мирожу в архитектурном облике собора, интерьер они украсили фресками в псковском духе.
Мощный "Страшный суд" с громами его пророчеств "захватил" всю западную часть храма, создал грозовую атмосферу "конца времен", которые для Пскова, жившего в постоянных испытаниях, были не отвлеченной аллегорией, а живым, лично - искренним переживанием каждого.
Путь псковской школы лежал в этом направлении : иконопись 14-16 вв., фрески Довмонтова города (14 в.) и Мелетовской Успенской церкви (15 в.) - блестящее тому подтверждение.
Заключение: покидая город по старой дороге, на запад, оглянемся, как оглядывается на него церковь Успения с Пароменья своей звонницей:
"Во Пскове диво - звонницы
Из тесаной плиты
Следы далекой вольницы,
Военной маеты".
( Олег Тиммерман).
Город разворачивается как богатырь, - но в нем нет угрозы, это русский, открытый, приветливый и уютный город, гостеприимно встречающий всех, приходящих с ДОБРОМ.
Добро пожаловать!
"Здесь русский дух,
Здесь Русью пахнет!".