Прекрасен храм Николы со Усохи (усохшей речки). Он вобрал в себя все любезные псковичам приметы родного стиля: красивой формы луковичная голова, кубический объем основного храма, покрытие на восемь скатов, невысокие: придел с севера с малой изящной главкой, звонница, асимметрично поставленная, обращенная к Троицкому собору и Великой дороге; игра понижающихся скатов на западе, и чудесное, волнообразное движение алтарных абсид на востоке. Скромные украшения: псковский "поребрик - бегунец - поребрик" надеты на шеи барабанов и полукружья апсид.
Просто и сказочно красиво!
Храм Василия, что на Горке, соседствует с Никольским, - у него безупречно найденные, чисто - псковские пропорции. Великолепная группировка архитектурных форм, постепенно собирающихся кверху. Храм так естественно и просто "растет" на холме, что кажется созданием самой природы. Символической частью ландшафта.
Его точеная глава, как пламя на конце свечи, обращена к небу.
Церковь Петра и Павла в центре, на берегу реки Псковы, поставили еще в 14 веке, близ древнего кладбища - буя. В 16 веке храм перестроили. Он получил 16 - скатное покрытие. ( Многоскатные кровли любили в Пскове, считалось, что третий Троицкий Собор был перекрыт на 32 ската). Церковь сохранила нарядную храмозданную надпись на барабане ; ее мощная центральная апсида украшена валиковыми разводами и чисто - псковскими, крохотными щелевидными окнами, - такие же, наверное, были в стенах, башнях и вратах, при которых стояла кончанская церковь Петра и Павла с Буя.
Колоритны псковские названия, точно указывающие путь к храму: у самого берега Великой реки, на подъеме, у бывшей переправы, стоит храм Георгия со Взвоза. Стройный, как воин, он сохранил основу 15 века. На барабане храма ярко зеленеет поясок из муравленых изразцов с уникальным орнаментом и изображением невесть откуда взявшихся кентавров. Западный фасад ритмично нанизывает на свою ось сначала притвор, а потом паперть с двухпролетной звонницей. Храм приветливо обращен к главной улице города - реке Великой:
"То не лебедь выходила из реки
И вставала, белокрыла и легка -
Становили на Великой мужики
Церковь - крепость, словно песню, на века".
(Лев Малков).
Церковь Вознесения (Старого), без сомнения, тоже псковитянка. Она стоит на пологом холме, подклет увеличивает ее высоту: 3 небольшие апсиды, 8 - скатная кровля, придел - знакомые черты. Но чуть - чуть меняются размеры храма, его пропорции стройнеют, увеличивается стрела подъема главы - и весь его облик приобретает изящную легкость, соответствующую имени Вознесения Господня, Храм был центром парадного монастырского комплекса на месте встречи чудотворных икон, владык, князей.
Интерьер Вознесенской церкви также тихо - исповедален, искренен, прост, как все в Пскове. Уютен 4-х столпный храм с повышенными подпружными арками, белеными стенами и рядами голосников в них (для лучшей акустики); особая теплота есть в этом намоленном за века Доме Божьем.
Среди псковских храмов были и совсем маленькие, бесстолпные. Остроумная система сводов, пересекавшихся вверху, позволяла освободить крохотные интерьеры от столпов, - так создавалось волнующее ощущение Предстояния Тайне Божества, личностное, остро переживаемое каждым верующим.
Две маленькие церкви в конце Окольного города поставлены в честь Богородицы ЕЕ Рождества и Покрова ЕЕ защиты над Псковом. Общая стена и замечательная звонница сделали их единым храмозданием - это архитектурная летопись славной победы псковичей над грозным войском Стефана Батория, осаждавшего Псков в 1581 - 1582 годах. Много раз Баторий пытался взять город то открытым штурмом, то подкопами, то предательством, - но тщетно. "То истина, что Псков или Шуйский (псковский воевода - Т. Ш.) - спасли Россию, " - скажет много позднее о подвиге псковичей в "Истории Государства Российского" знаменитый историк и писатель Н. М.Карамзин.
Память об этом хранится в названиях ("У пролома"); в самих крепостных сооружениях во главе с могучей Покровской башней. Сумрачные проходы, боевые галереи, башни, лестницы, бойницы в глубоких нишах и облик могучей, как Римский Колизей, многоярусной башне с подземными йодами и слухами вокруг нее - все это способно заворожить любого современного человека, оживляя тени грозного прошлого. Тогда только самоотверженность псковичей ("женки псковские с малыми детками" тоже сражались на стенах города), да молитвы (весь пол в соборе был омыт слезами, - пишет летописец) снискали Пскову заступничество - Покров Пресвятой Богородицы со всем собором псковских святых, - и отступили с позором "лихие градоимцы".