ПСКОВ / География / Индустриальный этап развития экономики
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ  
  ВСЕ ТЕМЫ

Второй индустриальный цикл связывают с широким развитием железнодорожного строительства. Строительство железных дорог требовало много металла, а значит, ускорилось развитие металлургии и машиностроения.

Бурному росту экономики в этот период способствовали иностранные инвестиции, которые в середине 70х годов XIX века буквально хлынули в Россию. Дело в том, что в Европе в это время начался экономический спад, а российская экономика была в начале подъема, предвещая большие прибыли от инвестиций.

Следует отметить, что первая железная дорога в нашем крае появилась задолго до начала второго индустриального цикла. В 1857 году в России было создано акционерное общество (с участием акционеров из Франции), которое начало строительство железной дороги Санкт-Петербург - Варшава, проходившей через Псков. В феврале 1859 года в Псков прибыл первый поезд из Санкт Петербурга. Железная дорога оживила экономику; за первые десять лет после ее строительства вывоз льна из губернии вырос в 10 раз.

В 1882 году было начато и в 1889 году закончено строительство железной дороги Псков - Рига. Эта дорога обеспечила кратчайший выход псковскому льну к портам Балтийского моря. В 1885 году в России возникло акционерное общество "Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога", которым была построена большая часть дорог нашего края. В 1897 году открыта для движения железная дорога Псков Бологое, связавшая губернский центр с Москвой, а значит, и с центральными районами России.

В 1904 году открылось движение по железной дороге Санкт-Петербург - Витебск, прошедшей через Дно и Новосокольники. Станция Дно превратилась в крупный железнодорожный узел со своими мастерскими и паровозным депо. В 1906 году открылось движение поездов по линии Москва - Великие - Луки - Рига. В Великих Луках, как и в Дно, возникли железнодорожные мастерские, со временем превратившиеся в крупнейшее промышленное предприятие в Псковской губернии.

В 1915 году, когда уже шла первая мировая война, была построена рокадная (вдоль линии фронта) железная дорога Гдов - Псков - Полоцк. Однако в годы Великой Отечественной войны она была разобрана, а позже не восстановлена из-за нерентабельности.

Строительство железных дорог ускорило развитие промышленности нашего края. У ряда городов появились новые функции железнодорожного узла.

Железнодорожное строительство стимулировало развитие металлообработки, машиностроения, малой металлургии. В конце XIX века в Пскове был создан литейномеханический завод Штейна (ныне "Псковэлектромаш"), после революции получивший название "Металлист". Объединившись в 1921 году с заводом Сультсона ("Сельмаш"), "Металлист" стал выпускать сельскохозяйственную технику.

Развивалась деревообрабатывающая промышленность. В Гдовском уезде начала работать спичечная фабрика "Сфинкс", расположенная в с. Чернево. Спички этой фабрики, после революции получившей имя Демьяна Бедного, были известны во всей России.





ПСКОВ ОФИЦИАЛЬНЫЙ

ПСКОВУ - 1100

ГЕОГРАФИЯ


ПРИРОДА

ИСТОРИЯ

КУЛЬТУРА

ТУРИЗМ

ИНВЕСТИЦИИ

РГО








ПСКОВ / География / Индустриальный этап развития экономики