ПСКОВ / Туризм / Путешествие в 17 век
ЗАСТРОЙКА ПСКОВА  
  ВСЕ ТЕМЫ

Хотя в XVII веке в Пскове была построена не одна сотня каменных гражданских зданий, все же основная масса городской застройки была деревянной. Деревянных строений насчитывались тысячи. До настоящего времени в Пскове сохраняется памятник деревянной архитектуры XVII века - церковь Варвары в Петровском посаде. Она дошла до нас не в первоначальном виде. От крыльца остались только следы - гнезда в западной стене притвора, в которую были врублены части первоначального крыльца.

Сохранившиеся случайно в разных местах обломки и части деревянных построек XVII века показывают, что при всей простоте форм и конструктивности псковской деревянной архитектуры она не оставалась без декорации, без украшений. Впрочем, фигурные деревянные части зданий того времени не всегда правильно называть резными - они обрабатывались топором, получая крупные формы, издали привлекавшие внимание, и лишь кое-где усложнялись мелкими порезками, сделанными резцами. Крыши прихотливой "бочечной" формы, применявшиеся, как мы предполагаем, в Пскове уже в XVI веке, продолжали украшать деревянные хоромы и крыльца палат или входили в их покрытия в качестве обрамлений слуховых окон. Сохранившиеся документы говорят нам о росписи деревянных частей построек.

Щелкните для увеличения
Щелкните для увеличения
Щелкните для увеличения
Щелкните для увеличения
Щелкните для увеличения

В XVII веке застройка Пскова не вышла за пределы, достигнутые в середине XVI века. Однако за счет постройки большого числа новых дворов и зданий, среди которых было множество каменных, за счет реконструкции и усиления укреплений вид.

Пскова настолько обогатился, что 70-80-е годы XVII века можно считать порой наивысшего богатства его архитектурного облика. Своеобразие его в это время ничуть не уменьшилось. Многие из старых псковских монументальных церковных строений сохранялись еще в почти не перестроенном виде, как сохранялись в основных чертах прежняя планировка города и его общая композиция. Более крупный масштаб некоторых построек XVII века, новые архитектурные доминанты, выросшие в это время, подчинялись сложившейся композиции города.

Щелкните для увеличения
Щелкните для увеличения
Щелкните для увеличения
Щелкните для увеличения
Щелкните для увеличения

Большое внимание в это время было уделено западному "фасаду" Пскова, открывавшемуся целиком глазам каждого подходившего к городу по суше с Завеличья или проплывавшего по реке Великой. Слово "фасад" здесь можно применить лишь условно, так как открывающаяся отсюда картина имела большую глубину. С высокого берега реки Великой просматривались крупные постройки почти всего города. Вместе с тем уже с давних пор именно у западной стороны Пскова располагались на первом плане наиболее красивые архитектурные комплексы. Здесь был поставлен Княжий двор, сперва в Довмонтовом городе, потом у Власьевских ворот; здесь стояли подворья Спасо-Елизаровского и Псково-Печерского монастырей, "Красный двор" с церковью Пантелеймона и ряд церквей. В XVII веке в этот передний ряд были внесены новые здания, украсившие панораму. Наиболее выдающимся из них являлся храм Одигитрии на Печерском подворье, ставший здесь после Троицкого собора, пожалуй, наиболее сильным архитектурным акцентом. Насколько строители этого здания сознательно решали градостроительную задачу, говорит композиция этой церкви. Ее центральная глава была сделана особенно большой. Огромный купол ее, покрытый блестящей поливной чешуей, золоченые кресты пяти глав четверика и девяти глав колокольни воспринимались отовсюду, откуда только открывался вид на эту сторону города. Стены, барабаны и шатер колокольни этой церкви были выкрашены желтой охрой. На фоне белых с синими тенями каменных зданий, зелени и темных деревянных построек церковь Одигитрии не только вблизи, но и издали звучала необыкновенно ярким мажорным пятном, придававшим еще более праздничный характер всей картине города. Этому способствовала и смелая группировка ее крупных асимметрично поставленных объемов и ее эффектные украшения, читавшиеся на большом расстоянии. XVII век внес новые мотивы и в дальний план этой картины. На холме бывшего Городца поднялась новая колокольня церкви Михаила-архангела, и таким образом не только первый, но и второй план западного "фасада" города украсился каменными шатрами, обогатившими силуэт Пскова. o

Прогуливаясь по современному Пскову, трудно представить себе древний Псков. И тем не менее, осматривая памятники старины, необходимо пытаться вообразить ту обстановку, в которой эти памятники создавались. Очень большое значение имеет масштаб планировки города и тех построек, которые окружают памятники. В старинном Пскове, особенно в Пскове XVII века, были не только мелкие здания, но и очень крупные. Однако мелкие постройки преобладали. Их величиной диктовались и размеры кварталов, и ширина улиц - то есть вся сетка планировки, резко отличная от нынешней прежде всего своим масштабом. Когда современный человек узнаёт о том, сколько церквей и монастырей было в некоторых частях Пскова в XVI или XVII веке, ему кажется, что места для гражданских построек там уже не оставалось. Но в старом Пскове между этими церквами и монастырями размешалось еще множество строений, улиц и переулков. Понятно, что сами эти храмы, кажущиеся теперь такими скромными по величине, выглядели крупными, а некоторые огромными сооружениями. Город казался необыкновенно обширным и богатым.



ПСКОВ ОФИЦИАЛЬНЫЙ

ПСКОВУ - 1100

ГЕОГРАФИЯ

ПРИРОДА

ИСТОРИЯ

КУЛЬТУРА

ТУРИЗМ


ИНВЕСТИЦИИ

РГО








ПСКОВ / Туризм / Путешествие в 17 век