5.Транспорт
В раннее средневековье по территории нашего края проходила часть знаменитого пути «из Варяг в Греки». Основными транспортными осями в то время были реки: Великая, Ловать, Плюсса, Шелонь и другие.
В позднее средневековье отдельные уголки Псковской земли были связаны почтовыми трактами с расположенными на них обслуживающими станциями - ямами.
Вдоль важнейших ямских дорог с середины XIX века началось строительство железных дорог. Первая из них связала Псков с Санкт-Петербургом в 1859 году (к 1862 году было закончено строительство этой дороги, дотянувшейся до Варшавы). На рубеже XIX и XX веков Псковскую губернию рассекло сразу несколько железнодорожных линий. За считанные годы железнодорожная сеть края приобрела современные очертания.
На месте почтовых трактов, где так и не были построены железнодорожные линии, в XX веке провели автомобильные магистрали. Они связали Псков и Великие Луки с крупными городами России и столицами соседних стран. Главные магистрали:
Санкт-Петербург - Киев (через Псков, Остров, Опочку, Невель), Псков - Рига, Остров - Каунас (Литва), Москва - Рига (через Великие Луки, Пустошку, Себеж).
В нижнем течении реки Великой и на Псковско-Чудском водоеме можно увидеть много речных и озерных судов. Озерно-речной транспорт используется как для перевозки пассажиров (на судах на подводных крыльях, катерах), так и для перевозки массовых грузов.
Выгодное географическое положение Пскова в устье большой реки рядом с глубоким озером может быть использовано в ближайшем будущем. В связи с тем, что Россия не имеет сейчас непосредственного выхода к большинству портов Прибалтики, появился проект строительства рядом с Псковом крупного озерного порта. Этот порт должен быть доступен для судов типа «река - море», то есть иметь выход в Балтийское море. В этом случае порт приобретет международный статус.
В области продолжается развитие электрического и трубопроводного видов транспорта. Значительную часть электроэнергии Псковская область еще недавно получала из Северо-Западной энергосистемы по линии электропередач (ЛЭП) Сосновый Бор (от атомной электростанции в Ленинградской области) - Тарту - Псков. В связи с получением Эстонией независимости появилась необходимость перестройки Северо-Западной энергосистемы.
Малые по мощности ЛЭП Сланцы - Псков, Луга - Псков и др. уже перестали обеспечивать потребности областного центра. Часть электроэнергии (особенно для Великих Лук) продолжает поступать из Белоруссии. Ситуацию изменило введение в строй Псковской ГРЭС в Дедовичах - главного источника электроэнергии для области в обозримом будущем.
Так как ГРЭС работает на природном газе, а также в связи с газификацией сельских районов области, важную роль продолжает играть трубопроводный транспорт.
В настоящее время авиационный транспорт в Псковской области имеет преимущественно местное значение. Ряд городов и поселков имеет свои небольшие аэродромы. Перспективы развития авиационного транспорта области могут быть связаны с превращением аэропорта в г. Псков в международный.