Свой 25-летний юбилей школа искусств готовится отметить 24 ноября впечатляющим творческим вечером с широким участием выпускников 70-90 годов. Этот праздник состоится в самом престижном среди музыкантов зале областной филармонии.
Нет ничего удивительного в том, что именно эта сцена будет предоставлена учащимся и педагогам для встречи с друзьями: уровень обучения в этом учебном заведении соответствует лучшим образцам отечественной культуры. В настоящее время более шестисот учащихся, начиная с дошкольного возраста, постигают в уютных классах школы законы красоты и гармонии на музыкальном, хореографическом, театральном и художественном отделениях, а также на отделении начального эстетического воспитания. По аналогии с нашим приграничным городом школу искусств можно сравнить со своеобразным форпостом, противостоящим агрессии массовой культуры, особенно сокрушительной для сознания молодежи. По глубокому убеждению директора школы, заслуженного работника культуры России В. В. Лисенкова, возглавляющего педагогический коллектив с первого дня создания, святая обязанность школы заключается в подготовке высокопрофессиональных, разносторонне развитых специалистов. В нашей беседе Виктор Васильевич, щедро делящийся со своими питомцами радостью дара творчества, подчеркнул, что воспитанники школы должны стать творцами собственной судьбы, а не пассивно "вливаться" вместе с "Фантой" в компанию обслуживающего персонала "новых русских".
Для максимально эффективного обучения в школе созданы все необходимые условия, правда, с одной оговоркой. Бюджетного финансирования явно недостаточно, чтобы все отделения были укомплектованы современной ауди- и видеотехникой. Единственные телевизор и видеомагнитофон уже давно не подлежат ремонту. Они бережно хранятся в кабинете директора как музейные экспонаты "перестроечной" эры. Зато в отношении музыкальных инструментов здесь все в порядке. Благодаря героическим усилиям Лисенкова-хозяйственника семь лет назад были приобретены экспортные образцы фортепьяно известной отечественной фирмы "Красный Октябрь", а это редкое сокровище по нынешним временам. Что касается педагогического коллектива и образовательного процесса, они также не вызывают вопросов ни у вышестоящих организаций, ни у любящих родителей. Работа в школе базируется на богатых традициях, которые существуют в русской и зарубежной педагогической практике. Широко используются экспериментальные авторские программы. Два года занятий на отделении начального эстетического воспитания помогают родителям и педагогам лучше понять наклонности ребенка и вместе с ним выбрать специализацию на последующие семь лет. По существу школа искусств объединяет под одной крышей четыре: музыкальную, хореографическую, художественную и театральную, даруя детям возможность жить в этом "концентрированном" мире искусств в полную силу своих дарований. Обязательным, стержневым для всех отделений предметом является история мировой культуры. Преподавание этой дисциплины дает учащимся возможность получить разносторонне гуманитарное образование и одновременно - свое-образную нравственную "прививку". Педагоги уделяют много внимания формированию у детей высоких моральных принципов, без которых невозможно становление подлинного художника.
В том, что делом воспитания красивых и гармоничных людей занимается коллектив педагогов-единомышленников, также живущих в гармонии с миром и собой, есть особая заслуга директора школы. Дело в том, что Виктор Васильевич строил школу вместе с коллегами-энтузиастами, как говорится, собственными руками и не в иносказательном, а в буквальном смысле. Впрочем, краеугольным камнем этого грандиозного строительства поначалу было создание им самого себя. В юности Виктору Лисенкову подарила жизнь в искусстве чуткий педагог Е. И. Смирнова, не побоявшаяся принять на дирижерско-хоровое отделение музыкального училища юношу без музыкальной подготовки, но исключительно одаренного от природы. Время подтвердило педагогическую прозорливость Елизаветы Ивановны. Ее "крестник" не только успешно окончил училище, но и Горьковскую консерваторию, возглавив в 25 лет музыкальную школу № 3 на Запсковье. Впоследствии на ее базе и была создана школа искусств. Одержимый идеей музыкального просветительства, воспитания детей музыкой, 25 лет назад В. В. Лисенков создал и детский хор "Гармония". Позже на его основе был открыт концертмейстерский класс, а затем - хормейстерский. С тех самых пор уникальный творческий коллектив, удостоенный многих почетных титулов и творческих наград, служит для псковской детворы оазисом красоты и нравственного здоровья. Хор "Гармония" и Лисенков для псковичей слова-синонимы.
Думается, Виктора Васильевича вполне можно отнести к баловням судьбы, для кого счастье заниматься любимым делом - музыкой, стало профессией. Поэтому он не устает помогать своим питомцам в самореализации, отсюда и доверие В. В. Лисенкова к людям без титулов, которым он охотно помогает в осуществлении творческих замыслов. Так было и с молодыми художниками, которым Виктор Васильевич доверил оформление интерьеров школы искусств. Этот эксперимент, как, впрочем, и другие начинания директора, дал удивительный результат. При минимуме затрат и максимуме творческой фантазии художников типовые помещения преобразились в изысканные по стилю залы, классы. Сейчас их атмосфера помогает будущим творцам находить неординарные решения, подобные тому, что демонстрирует на протяжении 25 лет руководства школой их творческий лидер В. В. Лисенков.
Говоря о роли его личности в деле защиты детства, хочу отметить такое редкое качество, как "умение" радоваться успехам своих учеников. Не гордиться, не ценить, а самым непосредственным образом радоваться, улыбаться, хвалить детей за их самые скромные творческие успехи. Этого человека, без остатка отдавшего свое сердце детям, кто-то из коллег-музыкантов назвал на праздновании его "золотого" юбилея "поющим счастьем". Это определение вполне применимо не только к самому В. В. Лисенкову, но к удивительной общности бывших, настоящих и будущих учеников хоровых классов под руководством этого музыканта. Выпускники школы не хотят расставаться со своим учителем. Самым мощным гимном в честь маэстро и педагога В. В. Лисенкова стало создание при школе искусств молодежного хора из бывших выпускниц, а также детского хора, успешно дебютировавшего в дни празднования Дней славянской письменности и культуры. За тридцать лет творческой деятельности Виктора Васильевича сотни учеников были приобщены им к жизнетворной духовной общности, имя которой - музыкальная культура России. Плечом к плечу на этом благородном и нелегком поприще рядом с директором были его коллеги, так же щедро одаренные самобытными талантами. В числе сподвижников, деливших с директором на протяжении четверти века все радости и горести, имена таких педагогов, как: Е. А. Никулина, Г. А. Иванова, И. В. Лисенкова, Л. В. Дронова, С. Н. Холодняк, Г. Н. Манин, С. Ю. Шаранков, сочетающий с талантом баяниста высочайший профессионализм резчика по дереву и скромно несущий славу первого поэта школы искусств. Этот перечень был бы неполным без таких известных в городе имен, как Л. И. Санжак, Т.В. Степанова, Р.Н. Петрова, Н.Н. Федорова, И.Н. Петрова, Г.В. Чевидаева, Т.М. Проненко, И.В. Леницкая и другие. Более подробно труд каждого из 52 педагогов будет представлен на праздничном вечере в честь юбилея. Особенно примечательно то, что рассказ пойдет на самом выразительном языке - языке искусства.
И. ЕФИМОВА.
Фото И. Журавского.
"Новости Пскова", 24 ноября 1999 года
|