В той же цветовой гамме, что и в рассмотренной фреске, по только более отчетливо, была исполнена композиция, сохранившаяся на южной стене прохода из трансепта в юго-западное членение храма. Она представляет сцену жертвоприношения Авраама (рис. 70, XLIV, XLV) и, несмотря на утрату верхних частей, читается свободно. В левой части фрески изображен стоящий в рост ангел, держащий левой рукой ягненка. В правой руке ангела нож, который он держит у горла жертвы. Внизу под ягненком изображена чаша с характерным для XIV в. поддоном. В правой части композиции па фоне арки какого-то здания помещена также стоящая фигура Авраама с простертыми к ангелу руками. Лики, руки и виднеющиеся из-под одежд ноги персонажей в сцене исполнены художником красно-коричневой, почти бордовой, краской. Этой же краской, но в разной степени разбеленной, выполнены одежды изображенных, крылья ангела, ягненок и чаша. Серо-голубым художник сделал высветления па одеждах, на чаше и шерсти ягненка. Этим же серо-голубым мастер сделал обводку нимба у ангела. Фон композиции был сине-голубым, местами oн осыпался и имел светлый серовато-голубоватый цвет.
На оставшемся западном участке южной стены храма живопись регистра, соответствующего композиции жертвоприношения, не сохранилась.
Нижний пояс росписей представлен остатками изображений платов, выполненных в живописной манере, отличной от той, какую мы видели в алтарных частях здания и в трансепте. Они, как можно судить по дошедшим фрагментам, представляли в своих верхних частях уже известные нам, исполненные красно-коричневой охрой гирляндообразно свисающие дуги двойных линий, только более широко расставленных. Такой же двойной линией украшена нижняя кайма платов.
В верхней части платов, в полосе между этими линиями, едва заметным разбеленным коричневым цветом нанесен какой-то, быть может, буквенный орнамент.
|
|
|
|
|
По складкам платов, изображенным в виде расходящихся вниз пучков линий, нанесенных также разбеленной красно-коричневой охрой, размещены выполненные тонкой кистью яркой красно-коричневой краской рисунки, как можно судить по сохранившимся росписям па западной стене храма и на западных подкупольных столбах, имитирующие как бы развешанные на платах ажурные украшения в виде согнутых в петлю стилизованных топких лоз с отходящими от них листьями и завитками побегов.
Остатки живописи, сохранившейся на северной стене прохода, не позволяют определить находившееся здесь изображение. Штукатурка с росписями на этой стене почти полностью отслоилась от каменной кладки. Часть ее, в виде небольших фрагментов, покрытых частой сеткой глубоких трещин, едва держалась на стене, часть, в виде таких же мелких "фрагментов, осыпалась, по-видимому, при обрушении верхних частей здания и была собрана во время разборки лежавших у столба отложений, заполнявших проход. Эта дошедших до нас фрагментах живописи прослеживались остатки изображений одежд, богато украшенных имитирующим золотое шитье растительным орнаментом. Можно предположить, что на этой грани подкупольного столба находились (или находилось) изображения стоявших в рост святых, чьи одежды были украшены по подолу богатым растительным орнаментом, близким по характеру росписям, известным нам по сербским памятникам.
Живописное убранство западной стены храма, обращенных к ней граней подкупольных столбов, а также северной грани северо-западного подкупольного столба, как и в других членениях постройки, имело разной степени сохранность. На западной грани юго-западного столба оно представлено мелкими фрагментами штукатурки с росписью, отделившимися от каменной кладки и сползшими со своих первоначальных мест, но удержанными на столбе отложениями, заполнявшими храм. О композиции, некогда размещенной на этой грани подкупольного столба, судить невозможно. Можно лишь утверждать, что она исполнена художником в тех же холодных красно-коричневых тонах.
Читать дальше...