В Псковской 2-й летописи рассказывается:
"В лето 6891. Поставиша три церкви камеины па Гремячеи горе: святыи Кузма и Дамиан, и святого Никола Дух святын за стеною".
Описание этого события в Псковской 3-й летописи имеет свою редакцию. "В лъто 6891. Заложеша три церкви камены: 1-я церковь камена на Гремячеи горе Козма и Демьанъ, 2-я Никола Новый, 3-я Духъ святыи зa стеною".
Оба летописных известия, как мы видим, локализуют строительство церкви Николы на территории, обозначенной топонимом "за стеною", под которым в источниках, вплоть до конца 80-х гг. XIV столетия, подразумевалась и территория Довмонтова города (вспомним известие летописий о строительстве церкви Покрова) местоположение церкви Дмитрия Солунского "за стеною в стране святого Дмитреа".
Правомочность привязки топонима "за стеною" к территории Довмонтопой крепости в приведенных летописных известиях 1383 г. подтверждается и упомянутым ранее сообщением, сохранившимся в деле о посольском приказе, где церковь Сошествия ев, духа упоминается как стоящая ". . .в углу тое Домантова стены, что от Пскова реки" у Рыбницких ворот.
|
|
|
|
|
Сопоставляя между собою сведения 1383 г., мы не можем не обратить внимание на то, что упоминается в них одно и то же событие - строительство трех храмов - Козьмы и Демьяна, Николы и Сошествия св. духа. В своем месте мы не приняли во внимание известие Псковской 1-й летописи, опираясь на содержащийся в нем топоним "в Пусках". С нашей точки зрения, это известие, помещенное в Тихановском списке псковских летописей, датируемом XVII в., корректируется рассказами о тех же строительных работах, имеющимися в более ранних списках - Синодальном, датируемом XV в., и Строевском, датируемом 60-ми гг. XVI столетия. Эти рассказы восходят к более ранним и более достоверным известиям.
Что касается Тихановского списка, в котором интересующее нас событие описывается формулой, принятой для Псковской 3-й летописи, переписчик XVII в., думается, по собственному разумению, внес топографическую привязку "в Песках", ввиду того, что к этому времени церкви Николы в Довмонтовом городе уже не было. Как известно, она не упоминается в Переписной книге 1699 г.
Приведенные рассуждения, как представляется, позволяют считать 1383 год как зафиксированную наиболее ранними списками летописей дату строительства церкви Николы над греблей.
Теперь, когда рассмотрены все исходные данные о раскопанном храме и доступные для исследования письменные источники, попытаемся рассмотреть раскрытые из-под бастиона церкви с позиций Болховитинова - Ушакова - Окулич-Казарина и других. С точки зрения этих исследователей, интересующая нас постройка является остатками церкви Николы с гребли, храм № 9 - церковью Рождества, храм № 8 - церковью Покрова и остатки придельного храма, расположенного в юго-восточном углу Довмонтова города, - церковью Сошествия св. духа (по Г. Я. Мокееву).
Читать дальше...