границе города, прежде всего, как свидетельствуют Псковские летописи, продолжали сосуществовать и в последующие столетия.
Можно предположить, что они находились на первоначально отведенных им местах, во всяком случае, до конца XIV столетия.
Если наши рассуждения правильны, а как будто бы все имеющиеся в пашем распоряжении данные подтверждают это, то вопрос о названиях и размещении церквей, расположенных на восточной границе крепости, находит свое разрешение в известном летописном рассказе о перестройке церкви Покрова, произведенной в 1398 г.
Под этим годом Псковская 3-я летопись сообщает, что "..Въ лъто 6906 индикта въ 6. Поставлена бысть церковъ Покрова святъи Богородицы камена, в Довмонтове стъне, межи Рождеством и Духом святымъ". Приведенный летописный рассказ, как мы видим, называет два храма, между которыми была поставлена Покровская церковь. Это церкви Рождества и Сошествия св. духа.
Анализ письменных источников, как мы видим, приводит к заключению о том, что северный из храмов, расположенный на восточной границе Довмонтова города, является не Николой с гребли, а церковью Рождества. К такому же выводу нас приводят и материалы археологических исследований храмов, раскрытых из-под бастиона. Ключевым среди них оказался интересующий пас самый северный храм, ближайший к кремлю.
Как показали раскопки, этот храм представлен сложным архитектурным комплексом (рис. 8), составленным из основного четверика с сооруженными с ним одновременно приделом, расположенным у северной стены, и притворами у его западной стены и юго-западного угла. С этими основными частями постройки оказались связанными единым строительным заказом южный и западный притворы соседнего храма, соединившие собой все церкви, расположенные на восточной границе Довмонтова города. Это обстоятельство позволяет с большей уверенностью определить их относительную хронологию.
|
|
|
|
|
Рассматривая весь комплекс раскрытых построек, мы не можем не отметить, что наиболее ранними из них являются храмы № 8 и 9. Северный храм в этом ряду (№ 10) был поставлен последним (мы не учитываем придельную церковь к храму № 8 как более позднюю постройку),
Если обратиться к материалам раскопок храма № 9, то мы увидим, что из двух названных нами ранних построек храм № 9 окажется более древним, на что указывают обломки фресковых росписей из этой церкви, обнаруженные в слоях, подстилающих храм № 8.
Приведенные данные, уже сами по себе определяющие хронологическую последовательность появления этих двух памятников в Довмонтовом городе, а вместе с ними и третьего храма (№ 10), подкрепляются стратиграфией залегания первоначальных полов самих церквей.
Срединный храм (№ 9) был самой ранней по времени постройкой в ряду этих церквей. Ко времени его сооружения культурный слой здесь имел мощность до 1,4 м. К моменту строительства храмов № 8 10 мощность слоя уже достигала 2,26-2,40 м. Цифровые данные для храмов № 8 и 10 позволяют сделать и еще один вывод: строились эти храмы примерно в одно время с разницей в несколько лет. На это указывают стратиграфия залегания построек и близость их архитектурного решения (одинаково слабый вынос центральной апсиды, близость оформления западных фасадов и планового ношения внутренних пространств боковых апсид, одинаковое оснащение деревянными частями ниш в стенах храма, одинаковое решение подкупольных столбов и др.), что в свою очередь дает основание видеть в этих постройках замысел и строительное решение одного мастера. Что касается очередности их строительства, то в подтверждение высказанного мнения приведем еще одно наблюдение, а именно: при строительстве храма № 10 и связанных с ним притворов в церкви № 9, южная стена южного притвора к этому храму обнимала своей кладкой северо-западный угол церкви № 8. Кроме того, в этой стене строители предусмотрели две ниши, задними стенками которых была северная стена храма № 8, к этому времени уже стоявшего здесь.
Читать дальше...