Этой же точки зрения придерживалась и С. А. Тараканова, обнаружившая в 1945 г. в заполнении гребли у Смердьей башни сброшенные туда строительные остатки, содержащие куски фресок и обломки голосников.
В 1962, 1966 и 1969 гг. экспедиция обследовала территорию, на которой, по предположению Г. П. Гроздилова и С. А. Таракановой, должны были обнаружиться остатки Кирилловской церкви. Однако вместо руин предполагаемого храма была открыта древняя дорога, ведущая к Смердьему мосту, и следы каменных конструкций самого моста. Все это дало возможность рассматривать открытое Г. П. Гроздиловым основание храма № 3 как остатки церкви, которую поставил "сам мастер Кирилъ". Таким образом, из трех построек, сооруженных псковичами над греблею, одна нашла свое определение.
Для того, чтобы выяснить, как первоначально назывался храм № 1, последние семь десятилетий считавшийся древнейшим памятником каменного зодчества в Пскове, необходимо установить название церкви, остатки которой и поныне стоят на берегу древнего рва, недавно освобожденные от земляной насыпи Рождественского бастиона 1701 г.
Вопрос этот в литературе не раз являлся предметом разысканий.
Первым высказал суждение об этом памятнике Е. Болховитинов еще в 30-е гг. прошлого столетия. Он утверждал, что упомянутый храм является церковью Николы с гребли, возведенной псковичами в 1404 г. В противоположность этой точке зрения в 1866-1867 гг. И. Ф. Годовиков счел возможным расположить на восточной границе Довмонтова города три храма: Рождества, Покрова и Сошествия св. духа, при этом в ближайшем к кремлю и, таким образом, стоящем над греблею, он видел церковь Рождества Христова, построенную псковичами в 1388 г.
В конце XIX - начале XX в. с созданием в Пскове Археологического общества и связанным с этим подъемом интереса местных исследователей к истории родного города вопрос о древней застройке Пскова, в том числе его древнейшей части - "Довмонтовой стены", явился предметом оживленных споров.
|
|
|
|
|
И. И. Васильев, например, видел на восточной границе Довмонтова города также три храма: Тимофея Газского, Великомученика Георгия и Федора Стратилата. При этом название первой из перечисленных церквей он связывал с северной, ближайшей к Кремлю постройкой. В. Н. Ушаков помещал в этой части две церкви: Николу с гребли и Рождества богородицы, и так же как и митрополит Евгений, в ближайшем к кремлю храме видел церковь Николы, В 1913 г. к мнению Е. Болховитинова и Ф. Н. Ушакова присоединился Н. Ф. Окулич-Казарин, который также признал в ближайшем к кремлю храме на восточной границе Довмонтова города церковь Николы с гребли. Эта точка зрения, получившая в начале нашего столетия поддержку, надолго укрепилась в литературе по Пскову.
После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда началось восстановление разрушенных немецко-фашистскими захватчиками русских городов, в Пскове, одновременно с работами по его возрождению, были предприняты многолетние планомерные археологические исследования.
Появившаяся в специальных изданиях информация о раскопках в этом древнерусском городе, публикации добытых раскопками материалов повлекли за собой выход в свет целого ряда научных, научно-популярных работ и сборников, посвященных истории средневекового Пскова, памятникам его архитектуры и живописи. В этих работах вновь всплыл вопрос о древней застройке города, об атрибуции церквей на территории Довмонтовой крепости и в частности на юго-восточной границе.
В своей брошюре "Древний Псков", опубликованной в 1946 г., С. А. Тараканова, приведя план Пскова с нанесенными на нем древними постройками, в том числе постройками в Довмонтовом городе, сохранила, ставшую в литературе традиционной, точку зрения Е. Болховинова-Н. Ф. Окулич-Казарина относительно местоположения церкви Николы с гребли. Эту же точку зрения восприняли в своих работах К. П. Спегальский, Г. Я. Мокеев, Ю. П. Спегальский к тому же утверждали, что на восточной границе Довмонтова города стояли четыре самостоятельные постройки.
Читать дальше...