ПСКОВ / Культура / Довмонтов город
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА. РОСПИСИ ДИАКОННИКА  
  ВСЕ ТЕМЫ

Молящийся пророк В проходе из центрального нефа в жертвенник живопись открылась на стенах и на своде. На восточной стене прохода изображен стоящий в рост святой старец с поднятой в благословляющем жесте правой рукой и с книгой в прикрытой одеждами левой руке. Часть фрески утрачена в древности в результате отслоения штукатурки с живописью и тогда же заменена раствором вычинки, часть осталась и едва прослеживается, особенно в нижней половине изображения. Хорошо просматривается графья, которой мастер сделал первоначальную разметку фигуры.

На святом коричневатых тонов фелонь с темно-коричневой описью и серо-голубой омофор, украшенный темно-серыми крестами. Прикрытые фелонью одежды исполнены художником в голубовато-коричневатых тонах. Опись их сделана коричневым. Лик, нимб и рука старца первоначально прокрыты коричневато-желтой охрой, затем коричневым сделаны притенения, очерчены голова, нос, брови, рот, волосы и пальцы рук. Коричневым же выполнена опись книги II окрашен ее обрез. Серо-голубой краской широкими мазками мастер высветлил пряди седых волос на усах и бороде. Тем же серо-голубым, но более тонкими и такими же энергичными движениями кисти даны художником разделка седых волос на голове, оживки на лице и на глазах. Серо-голубой краской сделана обводка нимба. Справа от нимба, по фиолетовому фону, серо-голубой жидкой краской художником сделана надпись, две строки которой читаются как: Патриарх Исон стоит

Надпись как будто бы продолжается в третьей строке. Если наше ощущение правильно, то в третьей строке может оказаться продолжение последнего слова и тогда общий текст может читаться как "Патриарх константинопольский". Слева от изображения, над благословляющей рукой, прослеживаются остатки разграничительных полос, исполненных коричневой краской и обведенных серо-голубой. Разграничительные полосы шириною до 8 см отделяют от описываемого изображения какой-то угол, окрашенный внутри в коричневый цвет На западной стене прохода (она же восточная грань северо-восточного подкупольного столба) помещено изображение также стоящего в рост святого старца с поднятой в благословляющем жесте правой рукой и с книгой в прикрытой одеждами левой руке. Нижняя часть фрески утрачена в древности и восполнена вычинкой известковым раствором. Святой изображен в коричневато-серой фелони, в голубовато-сером омофоре с темно-серыми крестами. Складки на фелони темно-коричневые, высветления выполнены серо-голубым. Лик, нимб, кисть правой руки исполнены коричневато-желтой охрой. Коричневым даны притенения на лице, описи фелони, головы, пальцев руки, волосы, а также брови, очертания глаз, носа, книги и ее обреза. Серо-голубым сделаны высветления складок одежд, седина в волосах, оживки на лице, белки глаз. Этим же серо-голубым сделана обводка нимба. Первоначальный рисунок изображения, как и на восточной стене прохода, мастер сделал графьей, хорошо просматриваемой под наслоениями красок. На разделительной полосе под изображением, по ее красно-коричневому цвету, серо-голубой краской сделана надпись.

На своде, перекрывавшем проход из алтаря в жертвенник, на фиолетовом фоне, в занимавшем оба склона арки круге, окрашенном в желто-коричневый цвет нимбов, с такой же неширокой серо-голубой обводкой, было помещено поясное изображение святого. Фреска оказалась с большими утратами. Сохранилась от изображения часть головы с нимбом и окрашенных в коричневые тона одежд святого. Места утрат живописи восполнены вычинками, произведенными и древности. Судя по остаткам изображения, нимб святого был обведен серо-голубой краской. Этой же краской были исполнены пряди седых волос на голове.

Живописное убранство жертвенникa дошло до нас в худшей сохранности, особенно в нижних частях помещения, где каменная кладка стен обнажилась па большой площади. Остатки фресковых росписей на стенах и верхних более просторных частях помещения позволяют в какой-то мере составить общее представление о, живописном убранстве в этой части боковой апсиды. Судя по остаткам росписей, северную и часть восточной стены здесь украшали изображения "платов" того же рисунка, что и в аналогичных частях диаконника, при этом на древней штукатурке, покрывавшей неширокую отмостку в основании платов, как уже отмечалось, были встречены пятна капель краски, слетевших с кисти художника в процессе создания росписей. Часть восточной стены жертвенника, как бы продолжая платы, занимала надпись, остатки которой сохранились на стене у юго-восточного угла помещения. Надпись отделялась от расположенной над нею живописи серо-голубой и белой полосками. Сама надпись была исполнена красно-коричневой охрой по светлому, коричневато-желтому фону. Размещенная над надписью фреска дошла до нас в виде окрашенного в темно-коричневый цвет участка штукатурки.

Лик спаса
Неизвестный мученик
Усекновение головы Иоанна Предтечи
Молодой епископ

В нижней, более тесной части жертвенника живопись сохранилась в восточной нише и на откосах заложенных в древности окон, расположенных в этой и северной нишах.

В восточной нише над проемом окна было помещено поясное изображение Иисуса Христа, прислоненного к кресту. Нижняя часть изображения скорее угадывается, чем читается, однако здесь отчетливо просматривается исполненный в аксонометрической проекции прямоугольник, хорошо известный по композиции "Царь во гробе". Верхняя часть композиции читается без труда. Голова Христа склонена на правое плечо. Хорошо видны спадающие на плечи пряди волос, а также мачта и поперечный брус креста. Обнаруженная композиция, получившая в русской иконографии название "Царь во гробе", или "Царь славы", или "Не рыдай мене мати", относится к числу чрезвычайно редко встречающихся сюжетов в древнерусских стенописях. По мнению В. Н. Лазарева, она, как и сцена "Поклонение жертве", занесена в древнерусскую фреску из южнославянских земель в XIV столетии. В древнерусских настенных росписях она была известна до сих пор по фрескам церквей Успения на Волотовом поле и Спаса на Ковалеве. Причем, и в том и в другом храмах эта композиция была помещена, как и в нашей церкви, - в жертвеннике на восточной стене, где, несомненно, несла ту же смысловую и эмоциональную нагрузку, что и идентичные изображения в новгородских храмах. В древнерусской живописи, главным образом в станковой, композиция "Царь во гробе" чаще всего сопровождается изображениями оплакивающих Христа богоматери и Иоанна богослова. Именно эти персонажи размещены на арке ниши в жертвеннике в волотовском храме. В росписях храма, раскрытого в Пскове, не сохранилась живопись на арке ниши, где могли располагаться те же персонажи композиции, что и в новгородском храме. Уцелевшие на боковых стопах ниши псковского храма изображения ангелов с рипидами, по-видимому, призваны дополнить помещенную здесь композицию. Фигуры ангелов дошли до нас с большими утратами. Сохранились изображения рипид, которыми они были наделены, и очерченный графьей изгиб крыла у ангела, помещенного па северной стенке ниши. Одежды ангелов, также прослеживаемые в виде предварительного рисунка, исполненного графьей, представлены диаконскими стихарями, обычно встречающимися в композициях, где ангелам художник сообщал определенные служебные функции.

В раскрытой сцене присутствие ангелов, которые являются непременными участниками сцен снятия с креста, положения во гроб и оплакивания Христа, не должно вызывать недоумения. Следует лишь заметить, что обнаруженная раскопками композиция, иконографически отличная от известных до сих пор композиций: той сцены в памятниках монументальной живописи XIV в., является единственным пока оригинальным прочтением евангельской сцены. Такая трактовка сцены, в свою очередь, заставляет предполагать в художнике, выполнившем ее, мастера, хорошо знавшего сюжет и свободно владевшего искусством композиции.

На откосах оконных проемов, после удаления древней закладки, открылись остатки орнаментальной росписи в виде стилизованного растительного орнамента, сплошь покрывавшего их плоскости. В восточном окне часть утраченной живописи на нижнем откосе была возмещена известковым раствором, близким по качеству к левкасу. По-видимому, разрушение орнамента связано с деформацией кладки восточной стены, происшедшей здесь вскоре после строительства храма. В оконном проеме в северной стене жертвенника роспись сохранилась па боковом восточном и нижнем откосах и в незначительных фрагментах на боковом западном.

Читать дальше...



ПСКОВ ОФИЦИАЛЬНЫЙ

ПСКОВУ - 1100

ГЕОГРАФИЯ

ПРИРОДА

ИСТОРИЯ

КУЛЬТУРА


ТУРИЗМ

ИНВЕСТИЦИИ

РГО








ПСКОВ / Культура / Довмонтов город