ПСКОВ / Культура / Довмонтов город
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА. РОСПИСИ ЦЕНТРАЛЬНОГО НЕФА  
  ВСЕ ТЕМЫ

Критор Живописное убранство боковых апсид и проходов в них из центрального нефа и трансепта дошло до пас, как и в других частях здания, в разной степени сохранности. Наиболее полно оно представлено в проходах из центрального нефа в диаконник и жертвенник, в диаконнике и проходе из него в трапсепт.

Фреска не находит себе прямых аналогий. По яркости и праздничности красок, по размещению фигур она напоминает сцену из Апокалипсиса XV-начала XVI в. из Успенского собора Московского Кремля, изображающую праведников на Страшном суде.

В проходе из центрального нефа в диаконник росписи были обнаружены на восточной и западной стенах на своде прохода. На восточной стене они представлены композицией сцены изображена фигура воина и короткой тупике, опоясанного мечом. В левой, занесенной для удара руке воина меч с характерной для XIII-XIV вв. рукоятью. Лицо и руки воина окрашены коричневато-серой охрой с коричневыми притенениями. Коричневой краской исполнены волосы на голове. Черты лица плоxo читаются. Их можно проследить благодаря просматриваемому подготовительному рисунку графье.

Туника на воине также окрашена в коричневый тон с темно-коричневыми тенями в складках и в описях и серо-голубым в пробелах. Пояс, к которому подвешены ножны меча, окрашен в голубой цвет. На ногах у воина пиунь, закрепленная на икрах накрест повязанными подвязками. Воин изображен в резком повороте, как бы удаляющимся от жертвы. В правой части сцены изображена сгорбленная обезглавленная фигура в короткой светло-серой одежде, опоясанной широким кушаком. Складки на одеждах и кушаке выполнены темно-серой краской с голубыми высветлениями. Из-под одежды крестителя виднеется милоть. Обезглавленный Иоанн Предтеча изображен спиной к воину. У ног казненного с трудом просматривается лежащая бородатая голова в желто-коричневом нимбе. Вся сцена выполнена в желто-серо-коричневых тонах, фон фиолетовый. Позем окрашен желто-коричневой охрой.

Изображения Иоанна Предтечи во фресковых ансамблях русских храмов хорошо известны. Они, как правило, помещены в алтарных частях зданий. Так, например, в Пскове, в церкви Спаса Преображения (до 1156) Мирожского монастыря, Иоанна Предтечу мы видим в росписях жертвенника, в новгородских памятниках - в фресках церкви Благовещения в Лркажах (1189) - он также помещен в жертвеннике, а в церкви Спаса на Нередице (1199) -в конце диаконника. В росписях нашего храма Иоанн Предтеча представлен, как уже отмечено, на восточной стене прохода из алтарной части храма в диаконник.

Раскрытая композиция в той ее трактовке, в какой она дастся в церкви Покрова, до сих пор не была известна в древнерусской монументальной живописи XIV в. Ближайшие аналогии ей известны в росписях сербских храмов-в Дечапах (1350), в Трусковце (1340), в Патриаршей церкви (1337). В древнерусском искусстве подобная композиция получила распространение в станковой живописи (икона из церкви Рогожского кладбища в Москве, икона из собр. Б. И. Хапепко в Киеве и др.).

Появление подобной фрески в росписях псковского храма представляет несомненный интерес и не только потому, что она является единственной сохранившейся такой композицией в древнерусских настенных росписях XIV в. Она своей трактовкой позволяет конкретизировать толкование символики этого сюжета. Как известно, существует несколько вариантов иконографии Иоанна Предтечи ("Деисус", "Ангел пустыни", "Богоявление", "Усекновение главы" и т. д.), которые отражают не только события его жизни, но главным образом заключают в себе определенное символическое содержание. Иоанну Предтече в религиозном догмате отведено особое место. Согласно толкованию церкви он предшествует Христу не только своим рождением, делами и учением, но и своей смертью. И если в "Деисусе", например, заключена идея заступничества за людей перед Христом, то в нашей композиции Предтеча изображен одним из первых мучеников, пострадавших во имя истины, а его мученическая смерть в какой-то степени предзнаменует искупительную жертву самого Христа.

Таким образом, раскрытая фреска находится в теснейшей смысловой связи с изображениями центральной апсиды и жертвенника, где находилась композиция "Царь Славы", или "Не рыдай мене мати".

Храм Покрова
Диаконник
Лик святого
Лики из многофигурной композиции
Лик святого

На западной стене прохода, являющейся одновременно и восточной стороной юго-восточного подкупольного столба, художник изобразил стоящего в рост молодого епископа. Святой облачен в светло-серые одежды и омофор, украшенный темно-серыми равноконечными крестами. На свисающем крае омофора - имитирующий шитье растительный орнамент. В левой прикрытой одеждами руке святого книга; правая рука согнута в локте в благословляющем жесте.

В раскрытом изображении хорошо просматривается последовательность работы мастера. Первоначально им по сырой штукатурке - левкасу - был нанесен подробный графический рисунок тупым острием. Затем фиолетовой краской был покрыт фон, а желто-коричневой - позем. После этого лик святого, рука и нимб были окрашены желто-коричневым. По окончании этой подготовительной работы, добавляя в желто-коричневую краску белила и, по-видимому, сажу, мастер полученным цветом сделал притенения по овалу лица, нанес брови, очертил разрез глаз и рот, затем коричневой краской произвел разделку коротких волос, усилил брови и разрез глаз. Поверх этих красок серо-голубым были нанесены оживки на лице и волосах, на белках глаз. Серо-голубой краской была исполнена обводка нимба. Складки на одеждах выполнены мастером темно-серой краской, высветления на складках подцвечены желтовато-белым тоном.

Завершают росписи стен в проходе изображения платов. Под сценой усекновения плат сохранился с большими утратами, под изображением молодого епископа он оказался в лучшей сохранности. Свисающие двойные дуги в верхней части завес и такие же но нижнему краю, а также разбросанные по полю лилии исполнены красно-коричневой охрой.

На своде прохода на фиолетовом фоне были изображены художником два круга, один из которых занимал восточный, а другой - западный склоны арки. Круги окрашены в цвет нимбов (коричневато-желтые) и обведены неширокой серо-голубой обводкой. В каждом круге художник поместил равноконечный крест со слегка расширяющимися лучами. Кресты окрашены серо-голубой краской. Круги и вписанные в них кресты сохранились фрагментарно, так как происшедший в древности разрыв в кладке по центру арки прохода повлек за собой разрушение штукатурного слоя с росписями, замененного в древности более грубой по качеству известковой вычинкой.

В диаконнике живопись полнее всего сохранилась в верхних уцелевших более просторных частях помещения и в нише в восточной стене. В верхней, отделенной неширокой отмосткой, части апсиды росписи были представлены изображениями как бы развешенных тканей - "платов", покрывавших собой южную и восточную стены. Верхнюю часть платов украшали выполненные красно-коричневой краской гирляндообразно свисающие двойные дуги. Нижнюю кромку платов определяли такие же двойные свисающие дуги, разделенные между собой имитацией складок ткани, подчеркнутых соответствующими изгибами двойных линий орнамента. Средняя часть платов (между гирляндами двойных линий) украшена изображениями трех и пятилепестковых лилий,

Почти полностью сохранились росписи в восточной нише диаконника. В центральной части ниши находилось заложенное в древности окно, оказавшееся, после освобождения его от закладки, украшенным орнаментальной росписью. Оконный проем был обведен красно-коричневой каймой. В нише над окном на фиолетовом фоне помещено поясное изображение святого старца в светло-коричневых одеждах, в омофоре, украшенном едва заметными крестами. В прикрытых одеждами руках святой держал книгу. Нимб и лик святого исполнены художником желто-коричневой охрой, коричневой охрой мастер сделал тени в складках одежд, дал притенения на лице, очертил глаза, наметил нос, произвел разделку волос на голове, бороде и усах, очертил брови. Серо-голубой краской сделал обводку нимба, и, как можно судить по сохранившимся остаткам краски, высветления на одеждах и пряди седых волос. Фреска несла на себе следы закопченности вследствие происшедшего в церкви пожара.

На северной стенке ниши, под плотным слоем копоти, просматривалось изображение стоящего фронтально в рост святого старца. Левая рука святого прикрыта плащом, в правой он держит предмет (фонарь?). Одежда на святом темно-коричневая. В местах, не пораженных копотью, просматривается фиолетовый фон и желто-коричневый нимб, обведенный серо-голубой линией.

Читать дальше...



ПСКОВ ОФИЦИАЛЬНЫЙ

ПСКОВУ - 1100

ГЕОГРАФИЯ

ПРИРОДА

ИСТОРИЯ

КУЛЬТУРА


ТУРИЗМ

ИНВЕСТИЦИИ

РГО








ПСКОВ / Культура / Довмонтов город