Нижние регистры росписей на рассматриваемых гранях столбов представлены, как и верхние, фрагментарно сохранившимися многофигурными композициями. Одну из них, обнаруженную на северо-западном столбе, составляли две группы стоящих в рост человеческих фигур на фоне горного пейзажа. Персонажи правой (от зрителя) группы наделены нимбами. Фигуры левой группы изображены без атрибутов святости. На переднем плане у правой группы изображен Христос в коричнево-фиолетовом хитоне, в позе беседующего с группой левой части композиции. Персонажи левой группы представлены фигурами в коричнево-фиолетовых одеждах. Головы отдельных фигур прикрыты платками тех же, что и одежды, тонов, только более разбеленных серо-голубой краской. Изображенные за фигурой Христа апостолы, как и сам Христос, одеты в хитоны коричнево-фиолетовых тонов, отдельные фигуры - с прибавлением зеленоватого цвета. Вся композиция в целом исполнена мастером в холодных тонах. Фон композиции серо-голубой, горки с лещадками, одежды и лики левой группы фигур исполнены художником коричнево-фиолетовыми красками, в разной степени разбеленными серо-голубым. Складки одежд выполнены художником с большой тщательностью и мастерством, однако размещение их на одеждах отдельных фигур заметно нарушает формы тел персонажей.
Единственным теплым по колориту. Красочным пятном, на общем холодном фоне композиции, художник высветил лики сопровождающих Христа апостолов и части их одежд, которые исполнены мастером в желто-коричневых и зеленоватых тонах. Лики этой группы персонажей проработаны художником с особой тщательностью. Тонкой темно-коричневой лини-UII обведены овалы лиц, носы, брови, глаза, губы, произведена разделка прядей волос, которые затем мастер усилил серо-голубыми высветвлениями. Серо-голубой краской нанесены и оживки на ликах апостолов.
В работе над композицией художник пользовался графьей. Ею он выделил только необходимые ему детали рисунка (отдельные овалы лиц, основные линии одежд, общие контуры пейзажа).
Прямых аналогий обнаруженной композиции в древнерусских монументальных росписях мы не знаем. Быть может, в раскрытой фреске художник своеобразно трактовал композицию "Нагорная проповедь Христа".
|
|
|
|
|
Нижний регистр росписей на юго-западном столбе открылся также в фрагментированном виде. Он представлен фреской, изображающей две равновеликие группы стоящих в рост святых. Одна из них, большая по количеству персонажей, помещена в верхней части композиции, другая, от которой сохранились две фигуры, - и нижней. Почти все фигуры в верхней группе повернуты спинами к алтарной части храма, и только с запада композицию замыкала, судя по дошедшим до нас остаткам росписи, фигура, стоящая лицом в сторону алтарной апсиды. Персонажи нижней части фрески поставлены мастером в три четверти друг к другу, как бы беседующими. У их ног художник поместил сидящую у воды обнаженную фигурку человека в набедренной повязке.
Вся композиция в целом исполнена художником в яркой красочной гамме, где светлые красно-коричневые тона перемежаются с сиреневыми, бело-голубоватыми и бело-желтоватыми, Фон композиции художник избрал светло-серый. Складки на одеждах изображенных персонажей исполнены теми же цветами, что и одежды, только более темными и более плотными. Серо-голубой краской художник дал детали воинских доспехов (очерчены грани пластин), высветления на складках одежд и оживки на лицах. Фигурка у воды исполнена красно-коричневой охрой, вода - разбеленным ультрамарином с синими волнистыми линиями струи.
Как и композиция, раскрытая на северо-западном столбе, описываемая
Читать дальше...