ПСКОВ / Культура / Довмонтов город
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА. ЖИВОПИСЬ ХРАМА  
  ВСЕ ТЕМЫ

Неизвестный мученик Представляя несомненный интерес как памятник каменного зодчества, церковь Покрова, как уже отмечено, сохранила остатки своего живописного убранства. Уже в первый год раскопок было установлено, что росписи в храме имеются на стенах четверика, в центральной и боковых апсидах, на подкупольных столбах, на столбах трансепта, центрального нефа и в помещении второго этажа, над юго-западным членением храма. Живопись прослежена на всю высоту дошедших до нас частей здания (до 5 метров). Ее покрывали слои побелки, которые в процессе расчистки легко отделялись, обнажая красочный слой.

Фрески выполнены по двухслойной штукатурке красно-коричневыми, голубыми, голубовато-сероватыми, желтовато-красноватыми, зеленовато-коричневыми, темно-коричневыми и липовыми тонами, желтой, фиолетовой и черной красками. Нижние слои живописи прокладывались художниками то сырой штукатурке, верхние наносились на уже подсохшую. В тех случаях, когда подготовленная для росписей штукатурка высыхала, не будучи скрытой живописью, на нее наносились насечки, а затем новый слой левкаса и по нему роспись. Так случилось с восточной стенкой проема дверного выхода из церкви.

Как можно судить по дошедшим до нас росписям, составлявшие их композиции располагались горизонтальными регистрами по периметру здания и соответствующими им поясами г подкупольных столбах. Пояса росписей отделялись друг от друга красно-коричневыми разграничительными полосами. В свою очередь, каждый из регистров делился в соответствии с размерами композиций такими же, только вертикальными полосами, окрашенными в тот же красно-коричневый цвет. Под полосами разгранки, как правило, находились дневные швы. Судя по этим швам, полосы штукатурки под росписи накладывались по вертикали, последовательно сверху вниз. В этом же порядке создавались и живописные декорации храма. По горизонтали порядок наложения штукатурки под росписи проследить не удалось. Можно лишь отметить, что в нижнем поясе росписей на западной стене четверика штукатурка под красочный слой была нанесена начиная от центрального выхода из храма к северо-западному в юго-западному его углам. В этой же последовательности были исполнены и росписи. Штукатурка, несущая на себе красочный слой, во многих местах оказалась почти полностью отделившейся от стен и была покрыта частой сеткой сквозных трещин. Ее удерживали па стенах заполнявшие постройку отложения и корпи многочисленных кустов, росших па насыпи бастиона, перекрывавшего церковь.

Живопись сохранилась большими площадями, включавшими в себя целые композиции и отдельные изображения. Во многих местах фрески имели утраты, происшедшие в древности в связи с отслоением и выпадением порой значительных участков штукатурки с красочным слоем. Места таких выпадений были тогда же в древности восполнены раствором извести (по качеству более грубым). При этом вычинка производилась, как правило, тщательно, чтобы не задеть живопись. Красочный слой в отдельных частях росписей оказался в хорошей сохранности, позволяющей проследить весь процесс работы мастера-живописца, начиная от графьи и кончая серо-голубыми оживками. В ряде мест живопись претерпела значительные изменения в результате произошедшего в храме пожара. Под воздейтвием огня в красочной гамме изображений исчезли тональные грани, а также произошли изменения цветовой палитры. На отдельных участках утраты красочного слоя, по-видимому, были связаны с неблагоприятными условиями, в которых встречались фрески.

Храм Покрова
Храм Покрова
Царь Славы
Жертвенник
Неизвестный мученик

Эти участки расположены в нижним регистре росписей, главным образом в алтарной части здания, и соответствовали залегавшим на этих же метках отложениям вокруг храма, а также вокруг центральной апсиды. В них более всего накапливалась атмосферная влага, которая, проникая в кладку стен, губительно действовала на живопись.

Приступая к описанию обнаруженных и раскрытых фресок, мы видели свою задачу в том, чтобы зафиксировать раскрытые сюжеты и красочную палитру, которой пользовались художники, в том их виде, в каком они предстали перед нами, освобожденные от перекрывавших их напластований, датировать их, опираясь на совокупность археологических данных и письменных свидетельств.

Читать дальше...



ПСКОВ ОФИЦИАЛЬНЫЙ

ПСКОВУ - 1100

ГЕОГРАФИЯ

ПРИРОДА

ИСТОРИЯ

КУЛЬТУРА


ТУРИЗМ

ИНВЕСТИЦИИ

РГО








ПСКОВ / Культура / Довмонтов город