
Нельзя не указать па определенную связь фресок из церкви Николы с гребли с росписями в храме Спаса па Ковалеве в Новгороде, при этом отдельные изображения в новгородской церкви позволяют предполагать участие одного из псковских мастеров в создании настенных росписей новгородского храма. Этот мастер-пскович работал в манере, близкой росписям из церкви Николы с гребли, а может быть даже и принимал непосредственное участие в создании живописного декора псковского храма.
Связь никольских фресок с ковалевскими не ограничивается сказанным. Она отчетливо проявляется и в близости красочных палитр и в технике живописных приемов. Мы имеем в виду здесь и те же золотисто-охристые нимбы с черно-белой обводкой, и те же синие фоны, и оливково-зеленые санкири на ликах, и так же пастозно положенные вохрения с легкой подрумянкой красным цветом.
В. Н. Лазарев, характеризуя ковалевские росписи, отмечал отсутствие в них "стройной архитектонической системы" в размещении композиций отдельных изображений. Линии обрамлений этих композиций и изображений, писал он, "...не совпадали друг с другом, но порою образовывали смелые асимметричные сдвиги". И далее: "Работавшие здесь мастера во многом отправлялись от станковой живописи, уподобляя фреску иконе. Он как бы украшали стены церкви иконами, выполненными во фресковой технике. Подобное или близкое к этому решение живописного убранства Никольской церкви мы можем, с определенной долей уверенности, предполагать, имея в виду обнаруженные раскопками изображения линии разной величины, указывающих на существование в церкви разносторонних композиций и отдельных фигур. Здесь уместно напомнить, что сама живопись в Никольском храме, как уже отмечалось, создавалась при участии мастеров-иконописцев.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Сопоставляя никольские фрески с росписями церкви Спаса на Ковалеве в Новгороде, мы не можем не коснуться и еще одного вопроса. Речь идёт о том, что в живописи ковалевской церкви исследователи видят прямую связь с искусством южнославянских стран и прежде всего с сербскими. Так, В. Н. Лазарев, касаясь этого вопроса, писал: "Новгород чутко реагировал на все новшества, приходившие извне. В частности, он откликнулся и на искусство южных славян, переживавших в XIV в. блестящий расцвет. Доказательством этому служат росписи церкви Спаса на Ковалеве".
Отмечая близость палитры никольских росписей к палитре новгородского храма, о чем свидетельствует обнаруженная в Никольской церкви композиция "Служба отцов", мы также можем констатировать проникновение в монументальную живопись Пскова тех же южнославянских влияний, но наложившихся на уже сформировавшуюся местную живописную традицию.
Читать дальше...