Благодаря усилиям одного из опытнейших реставраторов Государственного Эрмитажа, Т. В. Коваленко, живопись удалось снять со стен и укрепить, а из многочисленных обломков фресок, собранных в заполнении храма, выделить фрагменты, дополняющие снятые со стен изображения, в том числе и лики. В результате десяти лет работы композиция была восстановлена до состояния, когда ее можно прочесть.
Составляли композицию: расположенное в центре изображение чаши на высоком поддоне, стоящих по обеим сторонам ее двух ангелов в рост в диаконских одеждах, с рипидами или, быть может, светильниками в руках и также представленных в рост святых в крестчатых облачениях по три с каждой стороны. Все фигуры повернуты в три четверти к чаше.
Собранная роспись представляла композицию, хорошо известную в иконографии под названием "Поклонение жертве", или "Служба отцов". Вместе с другими "иконографическими типами", она, как отмечал В. Н. Лазарев, сложилась и получила распространение в XIII-XIV вв. на Балканах. Особую популярность два композиция получила в сербском искусстве. На русской почве она впервые была зафиксирована в росписях церкви Успения на Волотовом поле и датируется одними исследователями 1352г., другими-1363г.
Состав персонажей в собравшейся композиции полностью восстановить не оказалось возможным. Как можно судить по остаткам ликов, нашедших свое место в обнаруженной фреске, среди изображенных в ней отцов церкви художник поместил Василия Великого и Иоанна Златоуста, иконография которых хорошо известна.
Нас не должны смущать остатки неглубокой шапочки, изображенной на голове Василия Великого. Эта деталь священного облачения епископов в богослужебной практике православной церкви известна. Подобную шапочку на голове Василия Великого мы знаем в росписях церкви Св, Луки в Катору (Сербия).
В монументальной живописи Пскова композиция "Поклонение жертве" до сих пор не была известна. Открытие ее в церкви Николы с гребли приобретает, таким образом, особое значение. Не только потому, что собранная из многих сотен фрагментов фреска является впервые обнаруженной такой композицией в псковских настенных росписях, как мы увидим позже, ее появление здесь в XIV столетии указывает на то, что псковская монументальная живопись ничуть не отставала в своем развитии от новгородской. Только трагически сложившаяся судьба псковских памятников архитектуры XIV в. не позволила до сих пор исследователям увидеть этого.
|
|
|
|
|
Из многочисленных обломков фресок, найденных в заполнении храма, удалось также частично собрать изображения двух склоненных в разные стороны фигур, одетых в одинаковые короткие туники. Одна из фигур изображает слепого, опирающегося на посох; сохранившаяся часть другой фигуры дает возможность лишь заключить, что она также склонена в поясе. Исполненные в одинаковой живописной манере и цветовой гамме, эти фигуры, несомненно, были написаны одним мастером и представляют персонажи евангельской сцены, известной под названием "Чудо о слепых" (Евангелие от Матвея, гл. 20, ст. 30-34). В этой композиции слепой всегда изображается с посохом. В нашем случае в руке слепого посох. Подобное изображение персонажа в одноименной сцене мы знаем, например, в росписях монастыря Рованица в Сербии.
Исследования росписей из церкви Николы, произведенные в реставрационных мастерских Эрмитажа, дали возможность различить нескольких мастеров, трудившихся над живописным убранством храма. Часть из них в разметки сюжетов и композиций пользовалась графьей, остальные мастера первоначальный рисунок производили кистью, используя при этом черную или коричневую краски. Открывшиеся фрески выполнены по двухслойной штукатурке, верхний слой, предназначенный для живописи, имел более тонкую структуру. Судя по обнаруженным на фрагментам фресок остаткам так называемых дневных швов, он наносился на стены отдельными участками в соответствии со сложившимися требованиями техники фрески, т. е. из расчета покрыть каждый из таких участков росписями в течение одного дня работы.
Собранная роспись представляла композицию, хорошо известную в иконографии под названием "Поклонение жертве", или "Служба отцов". Вместе с другими "иконографическими типами", она, как отмечал В. Н. Лазарев, сложилась и получила распространение в XIII-XIV вв. на Балканах. Особую популярность два композиция получила в сербском искусстве. На русской почве она впервые была зафиксирована в росписях церкви Успения на Волотовом поле и датируется одними исследователями 1352г., другими-1363г.
Состав персонажей в собравшейся композиции полностью восстановить не оказалось возможным. Как можно судить по остаткам ликов, нашедших свое место в обнаруженной фреске, среди изображенных в ней отцов церкви художник поместил Василия Великого и Иоанна Златоуста, иконография которых хорошо известна.
Читать дальше...