В правильности изложенных соображений убеждают материалы раскопок погребенных под бастионом церквей.
За десять полевых сезонов (1972- 1981 гг.) экспедиция раскрыла из-под насыпи бастиона все храмы. Их оказалось три. Один храм, расположенный в юго-восточном углу крепости (самый южный из засыпанных насыпью "куртины"), имел, пристроенную к его южной стене в более позднее время, придельную церковь. К северу от него располагался второй. Пространство между этими двумя церквами оказалось занятым притвором, пристроенным ко второму храму, также в более позднее время. Третий, или северный, храм хорошо прослеживался до раскопок благодаря выступавшим из-под насыпи бастиона апсидам, три из которых определяли здание основного четверика, а четвертая - северная - указывала на существовавший у храма придел.
Достаточно беглого взгляда на схематический план размещения открытых построек , чтобы убедиться в том, что на восточной границе Довмонтовой крепости к моменту производства там фортификационных работ 1701 г. действительно находилось только три храма. Справедливости ради отметим здесь же, что два из них - северный и южный, как об этом и рассказывается в Описной книге, имели приделы. К сведениям, содержащимся в Описной книге, мы можем лишь добавить теперь, что один 113 приделов, тот, что у южного храма, появился значительно позднее, чем основное здание церкви, а притворы к среднему храму были построены одновременно с сооружением северной церкви.
Итак, если археологическими исследованиями удалось установить подлинное количество церквей, сооруженных псковичами на восточной границе Довмонтовой крепости, то названия их еще требуют поиска.
Раскопкам последних лет практически подверглось более трех четвертей всей "полевой" площади Довмонтова города. На раскрытой территории выявлено десять мест, на которых в древности были возведены каменные храмы. Даже если взять минимальную цифру количества церквей -17 (в литературе она колеблется от 17 до 24), то и тогда на оставшейся пока не обследованной территории города разместить семь еще не открытых памятников не представляется возможным. Уже сам по себе этот факт дает основание предполагать, что, по-видимому, какая-то часть храмов, упоминаемых источниками, была сооружена в Довмонтове городе на местах, где ранее стояли церкви, носившие другие названия. Подтверждением сказанному могут служить открытые раскопками руины храмов №3,4116, под которыми прослежены остатки более ранних построек. Как уже отмечено, имеющиеся в нашем распоряжении письменные источники не дают каких-либо сведений о названиях этих более поздних построек. Это обстоятельство делает чрезвычайно затруднительной работу по атрибуции раскопанных памятников.
Будет, по-видимому, наиболее правильным попытаться разобраться в данном вопросе, идя по пути выявления местоположения интересующих нас памятников в хронологической последовательности появления их на территории города. Такой путь тем более приемлем, что в этом случае мы имеем возможность опереться на памятники, местоположение которых нам уже хорошо известно.
|
|
|
|
|
Застройка территории, впоследствии названной "Домантовой стеной", или Довмонтовым городом, началась задолго до появления в Пскове князя Довмонта. К началу его княжения здесь уже стояли церковь Дмитрия Холуйского (до 1138 г.) и гражданская постройка рубежа XII-XIII вв. к началу XIV в, здесь были построены две каменные гражданские постройки и три церкви: Тимофея Газского (1268 г.), Георгия (1269 г.) и Федора Стратилата (1272 г.). В XIV столетии на этой территории было возведено еще восемь церквей: Покрова Богородицы (1352 г.), Софийская (1356-1357 гг.), Тимофея-Довмонта (1374 г.), уже известная нам церковь Кирилла, что у Смердьего моста (1374 г.) , церкви Николы и Сошествия св. духа (1383 г.) , Рождества Христова (1388 г.) и Воскресения (1395 г.).
Среди перечисленных построек в настоящее время можно указать точное местонахождение для трех храмов: Дмитрия Солунского, Федора Стратилата и Кирилла над греблею, что у Смердьего моста. Этот факт позволяет сократить количество разыскиваемых мест первоначальной застройки города. Об одной из церквей XIV в., наиболее ранней, летописи сохранили некоторые топографические сведения, которые теперь, после установления местоположения церкви Дмитрия Солунского, могут помочь в наших разысканиях. Речь идет о церкви Покрова, упоминаемой Описной книгой в числе засыпанных бастионом.
"В лъто 6860 (1352),-сообщает Псковская 3-я летопись, - псковичи поставиша церковъ святыа богородица честному ея Покрову, за стеною, в стране святого Дмитреа". Так как церковь Дмитрия действительно располагалась на восточной половине Довмонтова города, то, следовательно, и церковь Покрова мы вправе поместить на той же стороне крепости. На каком месте она там стояла, станет ясным при рассмотрении оставшихся построек.
После строительства церкви Покрова в течение последующих 42 лет в Довмонтовом городе возводятся остальные семь храмов. Эти церкви, а три из них поставлены на восточной
Читать дальше...