
Заключение автора раскопок, сделанное им до раскрытия алтарных частей памятника, было предварительным.
Впоследствии, когда храм был полностью раскопан, появилась возможность пересмотреть эту характеристику.
В самом деле, если сопоставить планы церкви Михаила Архангела и раскопанного храма, то станет очевидным, что решения их алтарных частей существенным образом различаются между собой. Как нетрудно видеть, в церкви Михаила Архангела помещения боковых апсид в плане почти квадратные. В раскопанном храме они имели в восточных стенах специальные камеры, сужающиеся к размещенным в них щелевидным окнам. Поиски аналогий теперь уже полностью раскрытой постройке привели нас к церкви Козьмы и Демьяна с примостья (1462), а главным образом к широко известному памятнику, расположенному на Псковской земле, - церкви Успения в селе Мелетове, сооруженной в 1462 г., что послужило в свое время основанием для датировки раскрытой церкви XV в.
Дальнейшие исследования Довмонтова города и прежде всего территории, примыкающей к южному берегу гребли (раскопки 1962, 1966 и 1969 гг.), а также установление местоположения древнейшей каменной постройки Пскова - церкви Дмитрия Солунского (раскопки 1965- 1966 гг. и раскопки храмов, расположенных на восточной границе Довмонтовой крепости) - дали новые материалы, позволяющие вернуться к рассматриваемому памятнику, к его атрибуции.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В литературе по Пскову не раз обращалось внимание исследователей на скудость сведений по топографии зданий, сооруженных в древности на территории Довмонтова города.
Летописи и другие письменные свидетельства сохранили нам названия более двадцати каменных построек, возведенных в Довмонтовой крепости, однако данные о местоположении их сообщаются только для отдельных зданий. Это, по-видимому, объясняется тем, что сведения, содержащиеся в Псковских летописях и понятные для своего времени, в последующие столетия потеряли первоначальную ясность, остались потомкам лишь те немногие, в которых памятники сопровождены хотя и глухими, но указаниями на их местоположение. К числу таких построек относятся два храма, местонахождение которых летописи связывают с греблей. Это церкви Кирилла (1374 г.) и Николы, о дате строительства последней в литературе нет единого мнения.
Топографические сведения о первой из названных построек сообщает Псковская 3-я летопись. В записи под 1373 г. в ней рассказывается, что "на другое лъто самъ мастер Кирилъ поставил церковь въ свое имя, святой Кюрилъ, у Смердьа моста над греблею".
Указание летописца "на другое лъто" определяет год строительства храма как 1374. Под этим годом Псковская 2-я летопись, рассказывая о строительстве церкви, уточняет профессию строителя, называя его "мастером церковным". В этом же списке летописей находится указание на местоположение Никольского храма. В рассказе о различных событиях 1374 г. летопись сообщает, что "того же лъта попове невкупнии собравшиеся биша чолом Пскову, и оустроишa третий соборъ оу святого Николы над греблею".
В 1961 г., подводя итоги работ в Довмонтовом городе, Г. П. Гроздилов "тратил внимание на несоответствие летотoпиcныx сведений о застройке южного берега гребли с данными раскопок. В своей работе, посвященной топографии древнего Пскова, он писал: "В летописи отмечены наименования и даты построения храмов в Довмонтовой крепости; в отношении двух храмов известно, что они сооружены на гребле, - Никола на гребле в 1383 г., и Кирилла, что у Смердьего моста, над греблей в 1374 г. К настоящему времени стало известно положение трех храмов, стоявших на гребле, из которых два (основания храмов № 1 и 3) обнаружены раскопками и руины третьего находятся на берегу гребли под насыпью петровского бастиона у Темных ворот". И далее: "храм же Кирилла, что у Смердьего моста, является по счету четвертым, сооруженным на краю гребли, но еще не разыскан". Автор, как видим, предполагал, что церковь Кирилла находится к западу от раскрытых памятников и, таким образом, ее остатки еще предстоит раскопать из-под трехметровой толщи позднейших напластований.
Читать дальше...