Р. П. Гроздилов, давая краткое описание раскопанного храма, осторожно подошел к его атрибуции. Характеризуя раскрытые постройки, в том числе и эту церковь, он писал в 1961 г.: "Обнаруженные храмы остаются пока для нас безымянными, но можно полагать, что определения их уточняются по мере раскрытия соседних участков". Не выясняя времени строительства церкви, он считал возможным лишь отметить, что "наиболее близкой аналогией... ей... по устройству и архитектурному оформлению является храм Михаила Архангела, сооружение которого в летописях отмечено под 1339 г."
Заключение автора раскопок, сделанное им до раскрытия алтарных частей памятника, было предварительным.
Впоследствии, когда храм был полностью раскопан, появилась возможность пересмотреть эту характеристику.
В самом деле, если сопоставить планы церкви Михаила Архангела и раскопанного храма, то станет очевидным, что решения их алтарных частей существенным образом различаются между собой. Как нетрудно видеть, в церкви Михаила Архангела помещения боковых апсид в плане почти квадратные. В раскопанном храме они имели в восточных стенах специальные камеры, сужающиеся к размещенным в них щелевидным окнам. Поиски аналогий теперь уже полностью раскрытой постройке привели нас к церкви Козьмы и Демьяна с примостья (1462), а главным образом к широко известному памятнику, расположенному на Псковской земле, - церкви Успения в селе Мелетове, сооруженной в 1462 г., что послужило в свое время основанием для датировки раскрытой церкви XV в.
Дальнейшие исследования Довмонтова города и прежде всего территории, примыкающей к южному берегу гребли (раскопки 1962, 1966 и 1969 гг.), а также установление местоположения древнейшей каменной постройки Пскова - церкви Дмитрия Солунского (раскопки 1965- 1966 гг. и раскопки храмов, расположенных на восточной границе Довмонтовой крепости) - дали новые материалы, позволяющие вернуться к рассматриваемому памятнику, к его атрибуции.
|
|
|
|
|
В литературе по Пскову не раз обращалось внимание исследователей на скудость сведений по топографии зданий, сооруженных в древности на территории Довмонтова города.
Летописи и другие письменные свидетельства сохранили нам названия более двадцати каменных построек, возведенных в Довмонтовой крепости, однако данные о местоположении их сообщаются только для отдельных зданий. Это, по-видимому, объясняется тем, что сведения, содержащиеся в Псковских летописях и понятные для своего времени, в последующие столетия потеряли первоначальную ясность, остались потомкам лишь те немногие, в которых памятники сопровождены хотя и глухими, но указаниями на их местоположение. К числу таких построек относятся два храма, местонахождение которых летописи связывают с греблей. Это церкви Кирилла (1374 г.) и Николы, о дате строительства последней в литературе нет единого мнения.
Топографические сведения о первой из названных построек сообщает Псковская 3-я летопись. В записи под 1373 г. в ней рассказывается, что "на другое лъто самъ мастер Кирилъ поставил церковь въ свое имя, святой Кюрилъ, у Смердьа моста над греблею".
Указание летописца "на другое лъто" определяет год строительства храма как 1374. Под этим годом Псковская 2-я летопись, рассказывая о строительстве церкви, уточняет профессию строителя, называя его "мастером церковным". В этом же списке летописей находится указание на местоположение Никольского храма. В рассказе о различных событиях 1374 г. летопись сообщает, что "того же лъта попове невкупнии собравшиеся биша чолом Пскову, и оустроишa третий соборъ оу святого Николы над греблею".
В 1961 г., подводя итоги работ в Довмонтовом городе, Г. П. Гроздилов "тратил внимание на несоответствие летотoпиcныx сведений о застройке южного берега гребли с данными раскопок. В своей работе, посвященной топографии древнего Пскова, он писал: "В летописи отмечены наименования и даты построения храмов в Довмонтовой крепости; в отношении двух храмов известно, что они сооружены на гребле, - Никола на гребле в 1383 г., и Кирилла, что у Смердьего моста, над греблей в 1374 г. К настоящему времени стало известно положение трех храмов, стоявших на гребле, из которых два (основания храмов № 1 и 3) обнаружены раскопками и руины третьего находятся на берегу гребли под насыпью петровского бастиона у Темных ворот". И далее: "храм же Кирилла, что у Смердьего моста, является по счету четвертым, сооруженным на краю гребли, но еще не разыскан". Автор, как видим, предполагал, что церковь Кирилла находится к западу от раскрытых памятников и, таким образом, ее остатки еще предстоит раскопать из-под трехметровой толщи позднейших напластований.
Читать дальше...